В этой статье рассмотрим тему «Учет операций по лизингу в программе 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0». Приобретение Основного средства в лизинг появилось не так давно. Понятие лизинг можно обозначить как форму кредитования субъекта предпринимательской деятельности при покупке ОС. Объектами лизинга могут быть здания, сооружения, транспортные средства и оборудование. Что же такое лизинг? Лизинг – это вид финансовых услуг, при котором долгосрочная аренда фондов предприятия заканчивается приобретением в собственность.
Итак, давайте рассмотрим, какие операции необходимо провести в программе 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0. Для отражения приобретения ОС в лизинг в программе предусмотрен специальный документ «Поступление в лизинг», который расположен в разделе «ОС и НМА» - «Поступление ОС» - «Поступление в лизинг». (Рис. 1)
Если не требуется отражать дополнительные затраты, связанные с поступлением, и если пользователя устраивают параметры амортизации, установленные по умолчанию, то в этом же документе можем формировать принятие к учету предмета лизинга. В этом случае переключатель "Принятие к учету", расположенный в верхней части, установить в положение "Этим документом". Если же в стоимость предмета лизинга будут включать дополнительные затраты, то переключатель "Принятие к учету" установить в положение "Позднее". (Рис. 2)
Также в верхней части нужно отразить, кто ведет налоговый учет имущества: лизингодатель или лизингополучатель. (Рис.3)
В случае, если налоговый учет ОС ведет лизингополучатель, то в табличной части вместе со стоимостью предмета лизинга, определяемой в соответствии с договором лизинга, дополнительно нужно показать сумму расходов лизингодателя на приобретение предмета лизинга. Эта сумма и будет использоваться при начислении амортизации предмета лизинга в налоговом учете лизингополучателя. Сумма расходов лизингодателя должна быть указана в договоре с лизингодателем. Ну а если предмет лизинга будет приниматься к учету позже, то при проведении "Поступление в лизинг" стоимость предмета лизинга будет учтена на счете 08.04.2 «Приобретение основных средств» в качестве капитальных вложений. (Рис. 4)
Таким образом, дополнительные затраты, связанные с поступлением предмета лизинга, в бухгалтерском учете необходимо отражать на счете 08.04.2. Дополнительные расходы в налоговом учете в первоначальную стоимость предмета лизинга не включаются, даже если налоговый учет имущества ведет лизингополучатель. Указанные затраты можно сразу отнести в состав расходов для целей налогообложения прибыли. (Рис. 5)
Важно помнить: в момент поступления предмета лизинга НДС отражается на счете 76.07.9. Проводки по регистрам учета НДС не формируются. На первоначальном этапе нельзя ни принять к вычету, ни включить НДС в стоимость, так как это «условный» НДС, счета-фактуры по нему отсутствуют. Для включения дополнительных затрат по лизингу в программе формируется "Поступление (акт, накладная, УПД)" с видом операции "Услуги" либо отразить операцией, введенной вручную.. В бухгалтерском учете в качестве счета учета затрат отражается счет 08.04.2 и соответствующий предмет лизинга. В налоговом учете – счет учета затрат, например, 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д. После того, как дополнительные расходы будут учтены, можно ОС, приобретенное в лизинг, принимать к учету. Для этого в программе формируем "Принятие к учету ОС" с видом операции "Предметы аренды". При его заполнении можно столкнуться с некоторыми особенностями.
Во вкладке «Предмет аренды» необходимо показать лизингодателя и договор с ним, предмет лизинга, способ поступления - По договору лизинга и счет учета – 08.04.2. Также следует отразить, кто ведет налоговый учет имущества: лизингодатель или лизингополучатель. Во вкладке «Бухгалтерский учет» отражаются параметры начисления амортизации в бухгалтерском учете. Счетами учета предмета лизинга по умолчанию будут счета 01.03 «Арендованное имущество» и 02.03 «Амортизация арендованного имущества». При заполнении вкладки «Налоговый учет» заполняются данные о том, кто ведет налоговый учет имущества.
Если налоговый учет имущества ведет лизингодатель, то надо отразить способ отражения расходов по арендным платежам. В случае, если налоговый учет имущества ведет лизингополучатель, то отражается сумма расходов лизингодателя, способ отражения расходов по арендным платежам и параметры начисления амортизации. Сумма расходов лизингодателя заполняется автоматически по кнопке "Заполнить" по данным, отраженным в "Поступление в лизинг".
Итак, мы рассмотрели особенности отражения учета операций по лизингу в программе 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0.
Если возникнут вопросы по теме статьи, обращайтесь на нашу горячую линию консультаций по номеру +7 499 956-21-70. Будем рады ответить на интересующие вопросы.