Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.
С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.
Валютное регулирование является законодательной формой осуществления валютной политики государства. Валютная политика в России направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля.
К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации[1].
Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов[2].
На основании Закона № 173-ФЗ Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений, а именно: правила представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления документов по валютным операциям, а также порядок учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Таким документом являлась Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция 138-И).
Однако 1 марта 2018 года вступит в силу новый документ, регулирующий порядок представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций – инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И (ред. от 29.11.2017 г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция 181-И). Старая инструкция с этой же даты утратит свою силу.
Новая Инструкция 181-И согласно информации ЦБ РФ направлена на обеспечение необходимой степени свободы валютной сферы, что должно способствовать развитию экспорта, реинвестированию в российскую экономику ранее выведенных средств, отказу от использования офшоров. Поэтому в данную инструкцию включены нормы, позволяющие уменьшить нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля и перераспределить её на уполномоченные банки. Рассмотрим их.
Положениями новой инструкции нагрузки на резидентов при совершении валютных операций снижены.
Одно из основных послаблений – отмена паспорта сделки. Теперь вместо оформления паспорта сделки устанавливается упрощённый порядок постановки контрактов на учёт с присвоением им уникальных номеров.
В целях поддержки российских экспортёров постановка договора (контракта) по экспортным операциям на учёт имеет упрощённый порядок. Вдобавок к этому сумма обязательств по экспортному договору (контракту), на который распространяется требование о постановке на учёт, должна быть равна или превышать эквивалент 6 млн рублей (в отличие от договора (контракта) предусматривающего импорт товаров (услуг и пр.), на который распространяется правило постановки на учёт по сумме обязательств от 3 млн рублей)[3].
Вдобавок к этому Инструкция 181-И отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учёта, но тем не менее сохраняет требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций[4].
Также вводится правило, исключающее необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций с иностранной валютой, по договорам (контрактам), заключённым с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте не превышает 200 000 рублей. В этом случае резидент в установленном уполномоченным банком порядке должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции[5]. При списании валюты Российской Федерации с расчётного счёта резидента в валюте Российской Федерации по контракту, сумма обязательств по которому не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, резиденту достаточно представить в уполномоченный банк расчётный документ по операции[6].
Перечень сведений по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение уполномоченного банка, чтобы он самостоятельно отразил их в данных по операциям, представлен в приложении 2 к Инструкции 181-И. В этот перечень входят номер счёта резидента или нерезидента, сведения об операции, сведения о договоре.
Если же в договоре (контракте) не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортёра или импортёра.
Положения новой инструкции также существенно уменьшают основания привлечения участников валютных операций к административной ответственности. С момента вступления Инструкции 181-И в законную силу процедуру учёта документов по валютным операциям начнут оформлять банки. Резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Административная ответственность, связанная с ошибками, которые допускалась при оформлении паспортов сделок, будет нивелирована.
Ещё одно немаловажное нововведение – банк теперь не может отказать в приёме договора (контракта) на обслуживание ни по каким основаниям, даже если есть основания полагать, что валютные операции по договору (контракту) могут осуществляться с целью легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Напомним, в Инструкции-138-И оснований для отказа в принятии на обслуживание контракта было несколько:
Ещё раз напоминаем, что теперь у банков таких оснований для отказа в приёме контракта на обслуживание не будет. Однако не стоит думать, что банк будет лишён возможности противодействия незаконным валютным операциям либо иным нарушениям валютного законодательства. Контроль банков и ответственность за нарушение валютного законодательства возрастут согласно грядущим изменениям в валютном законодательстве. Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 325-ФЗ), который вступит в силу с 14.05.2018 г., предоставит банкам дополнительные основания для отказа в осуществлении валютной операции и уточнит административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации денежных средств путём дифференциации штрафов, налагаемых на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и должностных лиц.
Основные положения Закона № 325-ФЗ сводятся к следующему.
Также банки будут отказывать в проведении валютных операций, если они не отвечают требованиям иных актов валютного законодательства РФ, если документы, представленные резидентом, не отвечают требованиям ФЗ «О валютном регулировании», а также в случае непредставления документов по запросу органов валютного контроля, перечисленных в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании», а именно:
Данный список не является исчерпывающим.
Напоминаем, что в настоящее время при наличии всех необходимых документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении операции только в случае, установленном ч. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Речь идёт о ситуации, когда возникают подозрения в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, либо финансирования терроризма.
Резиденты будут уведомляться уполномоченными банками об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон № 325-ФЗ отменяет указанное примечание, и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленными ст. 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В связи с этим уточняется ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Так, за осуществление незаконных валютных операций руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах, будут привлекаться к ответственности в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
За невыполнение требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам (контрактам) на должностных лиц накладывается ответственность от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, валюты Российской Федерации накладывает на должностных лиц ответственность в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 4.1 КоАП РФ).
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары накладывает на должностных лиц такую же ответственность в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 КоАП РФ).
При этом примечание 1 к статье 15.25 КоАП РФ, предписывающее применение административной ответственности в отношении должностных лиц по ч. ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ только к индивидуальным предпринимателям, утратило силу.
В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, надо руководствоваться положениями ст. 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Так как в Законе № 325-ФЗ не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, то на практике это может привести к спорным ситуациям.
Из анализа изменений валютного законодательства можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые немаловажные поблажки, в основном идёт усиление валютного контроля и требований к участникам валютных операций со стороны государства.
Поэтому во избежание административного наказания компаниям необходимо более тщательно прорабатывать условия заключаемых контрактов и следить за сроками их исполнения.
[1] П. 1 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».
[2] П. 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».
[3] Абз. 4.2 Инструкции 181-И.
[4] Абз. 2.1 Инструкции 181-И.
[5] Абз. 2.7 Инструкции 181-И.
[6] Абз. 2.15 Инструкции 181-И.
[7] Абз. 6.9.1 Инструкции0138-И.
[8] Абз. 6.9.2 Инструкции0138-И.
[9] Абз. 6.9.3 Инструкции0138-И.
[10] Абз. 6.9.4 Инструкции0138-И.
[11] Ст. 2 Федерального закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности