Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.
Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.
Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:
Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:
Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).
Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).
Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.
Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:
В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:
Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.
Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.
Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.
Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:
Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):
1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;
6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.
Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.
При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)
Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).
Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.
Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.
ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:
При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:
В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).
Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).
В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.
За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).
Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).
Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.
[1] Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности