Леонид Гольдорт – генеральный директор СДЭК, одной из крупнейших транспортных компаний России, рассказал нашему журналу о перспективах развития логистического бизнеса, важности командной работы и о дружбе с конкурентами.
— Что было главным при создании компании экспресс-доставки – собрать команду или вырваться на рынок? Как вы оцениваете прогресс компании на момент 2018 года?
Для меня, безусловно, самым сложным было собрать команду. Вырваться на рынок можно с любым объёмом: ты можешь доставлять хоть три отправления – и ты уже там. Поэтому вышел на рынок я достаточно легко, не имея чётких планов и каких-либо бизнес-картинок. А вот собрать команду было очень сложно. Первые семь или восемь лет.
Только вникая во все тонкости, работая в команде, выстраивая доверительные отношения, можно достичь успеха в любой сфере
Что касается прогресса на сегодняшний момент, то сейчас мы имеем больше 1 200 подразделений в нашем франчайзинге и являемся лидерами рынка. Мы единственные, кто развивается и растёт такими темпами, – больше нет ни одной компании в нашем сегменте, которая бы опережала рынок в пять раз. Мы имеем крупнейшую транспортную сеть и работаем уже в девяти странах мира. Также важно отметить, что наша компания единственная в отрасли развивается по франчайзингу.
— Какую долю выручки составляет международное отправление?
В разные периоды эти показатели могут отличаться. Нередко бывает, что большую их часть составляют китайские отправления. Но в целом эта доля достигает 10 %.
— С кем вы в основном взаимодействуете?
Нашим стратегическим партнёром является компания UBS. При этом мы пытаемся самостоятельно выстраивать международную логистику.
— Расскажите о людях, которые работают на вас.
В СДЭК очень серьёзная команда, и я считаю, что это наше сильное звено. Моя команда – это люди, которые работают в нашей компании в среднем по 10 лет, прошедшие почти все ступени карьерной лестницы. Я знаю абсолютно каждого из них и бесконечно им доверяю. Это те люди, которых не надо контролировать. Это профессионалы своего дела, очень увлечённые работой. Им по-прежнему интересно трудиться в СДЭК, и они сопереживают ей так сильно, что будут отстаивать наши интересы даже тогда, когда мы не правы. Поэтому мне очень легко работать с этими людьми – любые недостающие компетенции с лихвой компенсируются подобными ценными качествами.
— Как поменялось ваше представление о менеджменте за годы в руководящей должности?
Поменялось кардинально. Раньше я представлял себе, что могу взять какого-то волшебного руководителя, который предоставит очень хороший результат. А я могу даже не вникать в эти вопросы. Конечно, это было ошибочное мнение и так не получилось. Я понял, что это не работает. Только вникая во все тонкости и функционал, работая в паре либо в команде, выстраивая наставнические или какие-то доверительные отношения – только тогда можно достичь успеха в любой сфере, будь то продажи, персонал или логистика. То есть не получится взять волшебного человека, который отстроит всю логистику, а ты будешь стоять в стороне. Поэтому да, моё отношение к менеджменту поменялось кардинально.
— Есть ли у вас своя система по подбору персонала и помогают ли в этом технологии?
Система, безусловно, есть, и технологии конечно тоже используются. Но к сожалению, пока это в основном не IT-технологии, что меня очень огорчает. Ведь на самом деле уже есть очень много наработок в этой сфере, например, анализ объёмных данных. Конечно это уже тренд, мимо которого пройти невозможно. Но у нас пока про такую систему говорить рано, потому что в нашей компании система менеджмента выстроена на основе ценности человеческого фактора. Конечно, мы будем развиваться, выстраивать систему управления, основанную на анализе больших массивов. Один из наших проектов, например, – это помощь в массовом рекрутинге, когда робот обзванивает людей в большом количестве и приглашает их на собеседование. Сейчас мы разрабатываем этот проект, и он, конечно, будет существенно экономить время нашим рекрутерам.
— Какие перспективы или наоборот регресс вы видите на рынке в своей сфере?
Я наблюдаю гигантские перспективы и никакого регресса, потому что основной бизнес у нас сосредоточен в ведущей сфере – это доставка заказов интернет-магазинов. На сегодняшний день онлайн-покупки в России составляют лишь 3% от всего товарооборота. То есть 97% покупок по-прежнему совершаются офлайн. И я вижу в этом огромные перспективы, так как в Европе они составляют уже более 10 %, в Америке – около 20%, а например, в Южной Корее их и того больше. Это одно из немногих направлений, которое по-прежнему растёт, это ведущий рынок. И к нашей радости, продажи через интернет невозможны без логистов, без службы доставки. Поэтому пока они будут существовать, будем расти и мы. Я вижу, что интернет проникает в глубинки семимильными шагами, и культура покупок тоже растёт. Люди всё больше и больше понимают, что покупать через интернет выгоднее и дешевле, это экономит время – всё говорит о том, что отрасль будет развиваться. И мы, соответственно, будем рядом. Это меня очень радует.
Люди всё больше понимают, что покупать через интернет выгоднее, дешевле и быстрее – значит отрасль будет развиваться
— Ваш стиль управления – это командная работа или больше бизнес-монархия?
Моё управление – это только командная работа и никакой бизнес-монархии. Я большой приверженец командной работы, поэтому мы выстраиваем отношения даже в каких-то проектных работах именно с этой позиции. Стараемся, чтобы никто из управленцев никогда не принимал решений в одиночку, потому что вместе люди видят гораздо больше, чем один, пусть даже самый профессиональный, руководитель. И только в команде можно принять более-менее взвешенное и верное решение. Поэтому однозначно только командная работа.
— Как решаете проблемные вопросы с доставкой внутри команды?
Безусловно, проблемные моменты возникают нередко. Решаем, как обычно, – делегированием. В каждой сфере – будь то логистика, IT или любая другая – команды решают проблемы, касающиеся их зоны ответственности. Если команда самостоятельно не может решить проблему, потому что она связана с коммуникациями между разными отраслями, тогда несколько функциональных руководителей стараются разработать какие-то варианты решений. Если и они сомневаются, не могут определиться с решением, то вызывают на переговоры меня либо какого-то другого топ-менеджера, который более компетентен в возникшем вопросе. С проблемами сталкиваемся довольно часто, поэтому с одной стороны стараемся не драматизировать и не нагнетать обстановку, а с другой – стремимся не привыкать к этому, в связи с чем периодически приходится повышать голос и проявлять строгость, тогда всё работает.
— В каких условиях приходится работать бизнесу сегодня в России? Какое ваше мнение об этих условиях?
Я считаю, что условий сейчас никаких нет, точнее они отвратительные. Бизнес в России никто не поддерживает – ни сверху, ни снизу. Сверху на бизнес смотрят только как на дойную корову, никто никогда в жизни не скажет спасибо тем людям, которые предоставляют сотням или тысячам людей рабочие места и снимают гигантскую нагрузку с государства. То есть предпринимателей по-прежнему считают жуликами. И то же самое наблюдается снизу – у основного количества населения ровно такие же установки: если ты заработал деньги, значит ты наворовал и никак иначе. Поэтому никаких условий для бизнеса в России нет, каждый существует сам по себе: кто выплывет – тот выплывет.
— Поделитесь секретами взаимодействия с конкурентами. Берёте ли вы на заметку действия конкурентов? Кто ваш основной конкурент – западные или российские компании?
У нас много достаточно сильных конкурентов: есть и западные и российские компании. Но основной наш конкурент – это уже объединённая французская компания с умными и толковыми ребятами. Мы конечно стараемся всё лучшее, что видим, перенимать, в том числе и у них. Мой принцип заключается в том, что с конкурентами надо дружить. Я никогда с ними не воевал и всегда поддерживал дружеские отношения. Это мне особенно помогло, когда только начинал бизнес. На рынок наземных перевозок мы смогли выйти только благодаря конкурентам, потому что все они были нашими клиентами. Если бы они с нами не поехали, мы бы не вывезли этот проект, потому что он очень дорогой. А сейчас мы являемся крупнейшими наземными перевозчиками только благодаря тому, что в качестве первых клиентов к себе на доставку наземном транспортном пригласили своих конкурентов.
— Если ваши сотрудники предлагают новшества в развитии компании, даёте ли вы им согласие на это?
Мы, безусловно, даём согласие на это и очень хотим, чтобы подобные инициативы продолжались и не останавливались. Более того, мы просто молимся на таких сотрудников, которые предлагают новшества. Это наша мечта – чтоб таких сотрудников было как много больше. Тем не менее мы становимся зачастую очень бюрократичными и порой не слышим наших сотрудников, на что они очень обижаются. Я, по крайней мере, отдаю себе в этом отчёт и думаю, как сделать так, чтобы мы остались по-прежнему маленькой голодной компанией, чтобы слышали людей, чтоб не отрывались в космос. В общем, стараемся делать всё, чтобы этого не произошло. Поэтому конечно нам нужны инициативные сотрудники, и мы хотим их слушать.
— Вы известный предприниматель на российском рынке и успешный бизнесмен. А что вы скажете о своих человеческих качествах?
Я конечно бизнесмен, но в общем обычный человек. Непреложный семьянин, не особый совантроп, не убиваюсь из-за бизнеса и люблю отдохнуть, считаю, что всех денег не заработаешь – и много чего такого, не бизнесменского. И я не хотел бы меняться внешне и внутренне в зависимости от конъюнктуры рынка, успеха или неуспеха каких-то внешних факторов.
— Как вы видите рынок экспресс-доставки через 10-15 лет? Изменится ли что-то кардинально? Может быть, появятся дроны?
В дроны я не верю. Почтоматы точно появятся. А эти технологии всё глубже и глубже будут проникать в наш логистический рынок, и в общем, ничего плохого в этом нет. Появится больше IT-платформ, похожих на упер, которые будут соединять клиентов с теми или иными поставщиками. В общем, интеграция IT будет происходить всё активнее. Такими же темпами будет развиваться и клиентский сервис. Появится больше различных фич для клиентов, чтобы им было ещё удобнее, чтобы быстрее выбирать и меньше ждать. Пункты выдачи заказов – это одно из трендовых направлений в плане перспектив развития в нашей сфере. Необходима более широкая сеть покрытия, чтобы клиенту было ещё удобнее получать свой заказ. Мы будем стараться делать так, чтобы наши пункты были в шаговой доступности у каждого из них, стремиться удовлетворить все их потребности.