Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Все организации, независимо от формы собственности, обязаны осуществлять воинский учёт работников, если в них трудится хотя бы один призывник или военнообязанный. В случае неведения возможна административная ответственность в виде штрафа
Консультация эксперта
Все организации, независимо от формы собственности, обязаны осуществлять воинский учёт работников, если в них трудится хотя бы один призывник или военнообязанный. В случае неведения возможна административная ответственность в виде штрафа. О том, как вести воинский учёт и какая ответственность предусмотрена, если он не ведётся, рассказала наш эксперт Анастасия Чекмарева.
***
Обязанность работодателя вести воинский учёт в организации закреплена в законе. Это следует из:
пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»
Если правила ведения воинского учёта в организации нарушены, то есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 21.1, 21.2, 21.3, 21.4 КоАП РФ.
Рассмотрим подробнее обязанности работодателя, последствия их несоблюдения и размеры штрафов за нарушения.
Организации обязаны вести воинский учёт, если в них трудятся следующие категории граждан:
Закон выделяет категории граждан, которые не подлежат воинскому учёту. К ним относятся:
Соответственно, если, например, в организации трудятся исключительно женщины, не имеющие военной специальности, то учет вести не нужно.
Обратите внимание, в законе не указано, что такой учёт ведётся исключительно по основному месту работы. Если в организации по основному месту работы трудятся граждане, не подлежащие воинскому учёту, а среди совместителей есть призывники или военнообязанные, то обязанность ведения воинского учёта не пропадает.
За состояние воинского учёта отвечают руководители организаций. Это следует из п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Руководитель организации издаёт приказ и назначает ответственных. Рекомендованную форму приказа можно найти в Приложении 4 к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Количество работников, которые ведут учёт, зависит от численности организации (п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Если в организации менее 500 граждан на воинском учёте, то его ведёт один сотрудник по совместительству. Чаще всего в таких организациях данную обязанность поручают работнику отдела кадров. Обратите внимание, поручение дополнительной работы возможно только с согласия работника (ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Её размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Если в организации более 500 граждан на воинском учёте, то вести его по совместительству не получится. Для данной функции привлекаются работники на полную занятость:
Согласно закону документами, на основании которых ведётся воинский учёт в организации, являются (п. 28 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, п. 25 рекомендаций утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
Такие документы запрашиваются у сотрудников, подлежащих воинскому учёту, и на их основании заполняются учётные документы.
Обратите внимание, если при приёме на работу таких категорий граждан в документах обнаружены неточности, неоговорённые исправления, подделки, неполное количество листов, то их владельца необходимо направить в военный комиссариат для уточнения документов (подп. «а» п. 27 рекомендаций, утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Ранее мы рассказывали о требованиях, предъявляемых к защите персональных данных.
Воинский учёт должен вестись по документам, установленным Минобороны России. Это следует из п. 27 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, но на настоящий момент такого перечня нет. На практике используются документы, предусмотренные для данных целей рекомендациями, утверждёнными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Порядок ведения учёта в организации заключается в следующем:
Помимо указанных выше обязанностей работодатели обязаны предоставлять в военные комиссариаты следующие сведения:
Формы документов приведены в приложениях к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Ведение воинского учёта — это обязанность работодателя, соответственно, за нарушение возможно привлечение к административной ответственности (гл. 21 КоАП). Штрафы за нарушения зависят от его типа.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП в виде штрафа от 1 000 до 5 000 рублей наступает в следующих случаях:
По ст. 21.1 КоАП штраф составляет от 1 000 до 3 000 рублей. Организацию привлекут к ответственности, если до 1 ноября текущего года в военкоматы не будут предоставлены сведения о мужчинах, которым в следующем году исполняется 17 лет.
Согласно ст. 21.2 КоАП, если не оповестить сотрудника о вызове (повестке) военкомата и не обеспечить ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, штраф составит от 1 000 до 3 000 рублей.
Оштрафовать за неисполнение обязанностей по воинскому учёту могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП).
Срок давности по привлечению к ответственности за данные нарушения — 3 года.
Ещё одно основание для привлечения к административной ответственности — ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Размер штрафа для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей. Ответственность возникает в случае, если организация не предоставила или несвоевременно предоставила сведения по запросу военного комиссариата.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Вопрос
Является ли положение о воинском учёте обязательным локально-нормативным актом?
Ответ
Положение о воинском учёте не относится к обязательным локально-нормативным актам. Достаточно издать приказ и назначить ответственного.
Работодатель может издать такое положение по собственному желанию. Типовой формы нет. Документ разрабатывается в свободной форме. При составлении положения необходимо учесть методические рекомендации, утверждённые Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»
Приглашаем на онлайн-курс повышения квалификации «Ежегодное повышение квалификации кадровых работников. Тонкости документирования».
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности