Консультация эксперта
Законодательство о контрактной системе постоянно совершенствуется, оптимизируется процесс осуществления закупок. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2022 года, внёс очередные масштабные изменения в Закон о контрактной системе. Наш эксперт Оксана Шафигулина рассказывает о наиболее значимых изменениях законодательства в этой сфере.
Появилась новая терминология
Получено законодательное закрепление понятия «отдельный этап исполнения контракта». Законодатель определил его как часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приёмку и оплату обязательств, предусмотренных контрактом (ст. 3, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Кроме того, появилась новая разновидность контракта – контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Предметом такого договора станет поставка продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведёт к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 3, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Установлены единые требования к документации, связанной с осуществлением закупки
Теперь извещения о закупке, документации о закупке всеми конкурентными способами, сроках их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках должны соответствовать единым требованиям, которые установит Правительство Российской Федерации (ст. 5, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Изменяется перечень способов проведения конкурентных процедур
Законодатель посчитал необходимым исключить из перечня конкурентных процедур запрос предложений.
Теперь основными конкурентными процедурами являются: конкурс (электронный, закрытый, закрытый электронный) и аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный), а также электронный запрос котировок (ст. 24, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
При проведении открытых электронных процедур вся информация о закупке будет включается только в извещение о её проведении (ст. 48, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}, ст. 49, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}, ст. 50, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Документация о закупке будет формироваться только при закрытых закупках (ст. 72, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Обязанность в общественном обсуждении закупки
Заказчик обязан провести общественное обсуждение закупки в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более. Исключения: закрытые способы определения поставщиков для проведения закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа.
Уточнены случаи установления единых требований к участникам закупок
Теперь единым требованиям, установленным к участникам закупки, должны соответствовать единственные поставщики, если с ними заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}). Кроме того, участник закупки не должен иметь офшорную компанию среди участников (членов) корпоративного юридического лица или учредителей унитарного юридического лица и среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10 % голосующих акций либо долей его уставного или складочного капитала (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
К закупкам от 20 миллионов рублей будут допускаться только те участники, которые ранее исполнили любой контракт на сумму от 20 % НМЦК (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Соответствующие изменения включены в статью 31 Закона № 44-ФЗ.
Типовые контракты будет утверждать только Правительство РФ
(ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
С 1 января 2022 года предусматривается возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации (ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Условия типовых контрактов и типовые условия, утверждённые до дня вступления в силу Закона № 360-ФЗ, применяются с 1 января 2022 года в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ) типовых условий контрактов (ст. 8, Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» {КонсультантПлюс}).
Сокращаются сроки оплаты по контракту
Изменение сроков оплаты по контракту будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2022 года срок оплаты контрактам, заключённым по результатам закупок, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен будет составлять по общему правилу не более 15 рабочих дней, а с 1 января 2023 года — не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке (ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Если контракт заключён с лицами из числа СМП, СОНКО, при условии размещения извещения о закупке в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней. А с 1 января 2023 он составит не более 7 рабочих дней (ст. 30, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Изменился размер обеспечения заявки на участие в закупке
Как и прежде, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если НМЦК не превышает один миллион рублей (ст. 44, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Государственные, муниципальные учреждения, участвующие в закупке, освобождены от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок на участие в закупках. А предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере 0,5 % НМЦК (ст. 44, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Для обеспечения заявок, исполнения контракта и гарантийных обязательств будут приниматься независимые гарантии
Термин «банковская гарантия» ушёл в прошлое. С 2022 года все гарантии по обеспечению заявки, контракта и гарантийных обязательств будут называться независимыми.
Независимые гарантии вправе выдавать банки, соответствующие установленным требованиям, а также фондами содействия кредитованию, Евразийским банком развития (ст. 45, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, если гарантом в срок не более чем 10 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия (ст. 45, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта претерпит изменения
Заказчику теперь необходимо будет только разместить соответствующее решение в ЕИС. Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта будет считаться дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель) (ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Направлять такое решение контрагенту телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления, больше не будет необходимости.
Аналогичный порядок будет применяться и в случае принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Вводится электронное актирование при приёмке результатов исполнения контрактов, заключённых по результатам проведения электронных конкурентных процедур
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, будет формировать в ЕИС и подписывать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя) документ о приёмке.
Члены приёмочной комиссии должны будут подписать усиленными электронными подписями поступивший документ о приёмке или сформировать с использованием ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приёмке с указанием причин такого отказа.
Датой приёмки будет считаться дата размещения в ЕИС документа о приёмке, подписанного заказчиком (ст. 94, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Законодательно установлен срок хранения документов, связанных с осуществлением закупки
С 1 января 2022 года заказчики обязаны будут осуществлять хранение формируемых и составляемых документов, полученных при определении в начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в течение не менее шести лет с момента начала закупки (ст. 4, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Это далеко не все изменения, которые были внесены в Закон № 44-ФЗ. С января 2022 года участникам контрактной системы придётся освоить нововведения.
Как будет работать оптимизационное законодательство, облегчит ли оно закупочную деятельность заказчика, покажет время.