Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Законодательство о контрактной системе постоянно совершенствуется, оптимизируется процесс осуществления закупок. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2022 года, внёс очередные масштабные изменения в Закон о контрактной системе
Консультация эксперта
Законодательство о контрактной системе постоянно совершенствуется, оптимизируется процесс осуществления закупок. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2022 года, внёс очередные масштабные изменения в Закон о контрактной системе. Наш эксперт Оксана Шафигулина рассказывает о наиболее значимых изменениях законодательства в этой сфере.
Получено законодательное закрепление понятия «отдельный этап исполнения контракта». Законодатель определил его как часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приёмку и оплату обязательств, предусмотренных контрактом (ст. 3, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Кроме того, появилась новая разновидность контракта – контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Предметом такого договора станет поставка продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведёт к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 3, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Теперь извещения о закупке, документации о закупке всеми конкурентными способами, сроках их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках должны соответствовать единым требованиям, которые установит Правительство Российской Федерации (ст. 5, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Законодатель посчитал необходимым исключить из перечня конкурентных процедур запрос предложений.
Теперь основными конкурентными процедурами являются: конкурс (электронный, закрытый, закрытый электронный) и аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный), а также электронный запрос котировок (ст. 24, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
При проведении открытых электронных процедур вся информация о закупке будет включается только в извещение о её проведении (ст. 48, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}, ст. 49, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}, ст. 50, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Документация о закупке будет формироваться только при закрытых закупках (ст. 72, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Заказчик обязан провести общественное обсуждение закупки в случае проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей два миллиарда рублей и более. Исключения: закрытые способы определения поставщиков для проведения закупок для обеспечения федеральных нужд в рамках государственного оборонного заказа.
Теперь единым требованиям, установленным к участникам закупки, должны соответствовать единственные поставщики, если с ними заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}). Кроме того, участник закупки не должен иметь офшорную компанию среди участников (членов) корпоративного юридического лица или учредителей унитарного юридического лица и среди лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10 % голосующих акций либо долей его уставного или складочного капитала (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
К закупкам от 20 миллионов рублей будут допускаться только те участники, которые ранее исполнили любой контракт на сумму от 20 % НМЦК (ст. 31, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Соответствующие изменения включены в статью 31 Закона № 44-ФЗ.
(ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ)
С 1 января 2022 года предусматривается возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации (ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Условия типовых контрактов и типовые условия, утверждённые до дня вступления в силу Закона № 360-ФЗ, применяются с 1 января 2022 года в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 360-ФЗ) типовых условий контрактов (ст. 8, Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» {КонсультантПлюс}).
Изменение сроков оплаты по контракту будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2022 года срок оплаты контрактам, заключённым по результатам закупок, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен будет составлять по общему правилу не более 15 рабочих дней, а с 1 января 2023 года — не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке (ст. 34, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Если контракт заключён с лицами из числа СМП, СОНКО, при условии размещения извещения о закупке в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней. А с 1 января 2023 он составит не более 7 рабочих дней (ст. 30, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Как и прежде, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если НМЦК не превышает один миллион рублей (ст. 44, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Государственные, муниципальные учреждения, участвующие в закупке, освобождены от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок на участие в закупках. А предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке в размере 0,5 % НМЦК (ст. 44, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Термин «банковская гарантия» ушёл в прошлое. С 2022 года все гарантии по обеспечению заявки, контракта и гарантийных обязательств будут называться независимыми.
Независимые гарантии вправе выдавать банки, соответствующие установленным требованиям, а также фондами содействия кредитованию, Евразийским банком развития (ст. 45, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, если гарантом в срок не более чем 10 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока её действия (ст. 45, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Заказчику теперь необходимо будет только разместить соответствующее решение в ЕИС. Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта будет считаться дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель) (ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Направлять такое решение контрагенту телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления, больше не будет необходимости.
Аналогичный порядок будет применяться и в случае принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ст. 95, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, будет формировать в ЕИС и подписывать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя) документ о приёмке.
Члены приёмочной комиссии должны будут подписать усиленными электронными подписями поступивший документ о приёмке или сформировать с использованием ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приёмке с указанием причин такого отказа.
Датой приёмки будет считаться дата размещения в ЕИС документа о приёмке, подписанного заказчиком (ст. 94, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
С 1 января 2022 года заказчики обязаны будут осуществлять хранение формируемых и составляемых документов, полученных при определении в начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в течение не менее шести лет с момента начала закупки (ст. 4, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}).
Это далеко не все изменения, которые были внесены в Закон № 44-ФЗ. С января 2022 года участникам контрактной системы придётся освоить нововведения.
Как будет работать оптимизационное законодательство, облегчит ли оно закупочную деятельность заказчика, покажет время.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности