Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Порядок включения в реестр недобросовестных поставщиков

14.04.22621

Участие в государственных закупках  всегда являлось хорошей возможностью заключения прибыльных сделок, приобретения полезных связей и формирования статуса надёжного поставщика

Участие в государственных закупках всегда являлось хорошей возможностью заключения прибыльных сделок, приобретения полезных связей и формирования статуса надёжного поставщика. Однако всё это теряет смысл при попадании в реестр недобросовестных поставщиков.

Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает о том, как компании могут попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) – перечень лиц, которые по тем или иным причинам уклонились от подписания контракта в госзакупках или нарушили условия его исполнения, называемый также чёрный список поставщиков.


Ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Во избежание включения в реестр следует ответственно относиться к участию в закупке, знать особенности заключения контракта и надлежаще исполнять его условия.

Создание чёрных списков – распространённая деловая практика для исключения нежелательных партнёров и контрагентов. Если говорить о закупках по 44-ФЗ, то речь идёт о поставщиках, исполнителях и подрядчиках. Несмотря на название, реестр недобросовестных поставщиков включает в себя сведения не только о поставщиках, но и о подрядчиках, исполнителях по контрактам, нарушающих свои обязательства.

Реестр недобросовестных поставщиков – официальная база данных, формируемая Федеральной антимонопольной службой РФ (далее – ФАС) в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078.


Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (ред. от 27.01.2022) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) {КонсультантПлюс}

Информацию включат в РНП, если участник закупки уклонился от заключения контракта или поставщик (подрядчик, исполнитель) существенно нарушил условия контракта, вследствие чего контракт с ним расторгнут по решению суда или заказчиком в одностороннем порядке (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее


П. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Чтобы направить сведения, подготовьте обращение в ФАС и приложите к нему документы, подтверждающие уклонение или основания для расторжения контракта. В случае если комиссия ФАС решит не включать сведения об участнике закупки (поставщике, подрядчике, исполнителе) в реестр, вы вправе оспорить отказ в суде.

Реестр публикуется в Единой информационной системе (далее – ЕИС) и включает в себя следующие сведения:

- об участнике закупки: наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), а также Ф.И.О. и ИНН (для ИП и физических лиц);

- о членах его коллегиального исполнительного органа, о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, а если его полномочия переданы другому лицу (управляющему) – информация о таком лице: наименование, Ф.И.О., ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления;

- об учредителях унитарного юрлица, за исключением публично-правового образования;

- информация о контракте и закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП;

- дата внесения в РНП;

- с 1 апреля 2022 г. – при проведении электронной закупки, в том числе закрытой – номер реестровой записи в едином реестре участников закупок.


П. 4 ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Как уже было отмечено нами ранее, 44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Неоспоримым основанием для включения считается только один случай — судебное решение о расторжении государственного контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. При этом участник торгов вправе её оспорить, представив свои аргументы и доказательства. Разберём эти основания подробнее.

Уклонение от заключения контракта

Участник, признанный победителем закупки, признаётся уклонившимся от заключения контракта, если он в установленные сроки:

- не подписал контракт или не разместил в ЕИС протокол разногласий;


Ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (при наличии такого требования);


Ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

- не выполнил антидемпинговые требования (при необходимости) – защита заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции, когда участник, с которым заключается контракт, предложил цену контракта (сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов ниже НМЦК (начальной суммы цен единиц товара (работы, услуги));


Ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

- отказался от снижения цены в случае, когда при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), участник завысил нормативно установленную предельную цену.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

подробнее


Ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Следует отметить, что участник, отказавшийся от заключения контракта после уклонения победителя, также признаётся уклонившимся, поскольку отзыв заявок под тремя первыми порядковыми номерами не допускается.


Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Расторжение контракта

Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством:


Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

а) расторжение контракта по соглашению сторон не влечёт включение сведений в РНП;


Ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

б) расторжение контракта в судебном порядке, напротив, всегда ведёт к включению поставщика в РНП, если поставщик существенно нарушил условия контракта; существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении контракта, а также в иных случаях;


Ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) {КонсультантПлюс}

в) расторжение контракта в одностороннем порядке имеет свои особенности, поскольку в одних случаях заказчик обязан расторгнуть контракт, а в других вправе это сделать.

Заказчик обязан расторгнуть контракт, если лицо признано победителем в связи с предоставлением недостоверных сведений, а также в случаях несоответствия требованиям извещения или документации о закупке.


Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

консультант плюс 30 лет

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

подробнее

Заказчик вправе расторгнуть контракт при следующих нарушениях (при условии, что такое право отражено в контракте): нарушены сроки передачи товара или выполнения работ, отсутствуют необходимые документы на товар (и недостача в установленный срок не устранена), а также в случаях, когда к выполнению работ не приступили или не устранили недостатки в определённый срок.

В таком случае контракт будет расторгнут по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика. Если же в этот срок нарушения будут устранены, а затраты компенсированы, он обязан отменить своё решение.


Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

По общему правилу обращение о включении сведений в РНП заказчик подаёт в территориальный орган ФАС России по месту своего нахождения.

С 1 апреля 2022 года при проведении электронных процедур обращение нужно формировать, подписывать и направлять с использованием ЕИС.


Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (ред. от 27.01.2022) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) {КонсультантПлюс}

К обращению также прикладываются следующие документы:

- протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта – при проведении закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта;

- при направлении обращения при закрытом конкурсе, закрытом аукционе – решение ФАС России о согласовании проведения закрытого конкурса, приглашение принять участие в определении поставщика, документацию о закупке, протоколы либо копии этих документов.


П. 8 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (ред. от 27.01.2022) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) {КонсультантПлюс}

консультант плюс 30 лет

Побеждайте на аукционах благодаря грамотному подходу и знанию законов. Пошаговые инструкции по проведению закупок в СПС КонсультантПлюс

подробнее

Документы следует направить в течение трёх рабочих дней:

- с даты составления протокола об уклонении от заключения контракта;

- с даты вступления в силу решения суда о расторжении контракта;

- с даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе.


Ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Поставщик вправе участвовать в заседании комиссии ФАС. На заседание допускается представление информации и документов, объяснений в письменной и устной форме.

По итогам рассмотрения обращения и проведения проверки комиссия включает сведения в РНП в течение 8 рабочих дней с даты их поступления или отказывает в этом. Если выявлены нарушения, то при необходимости выдаётся предписание.

С 1 апреля 2022 года при проведении электронных закупок контрольный орган вместо направления самого решения по почте будет публиковать в ЕИС уведомление о размещении в ней решения и предписания (при наличии).


П. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (ред. от 27.01.2022) «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) {КонсультантПлюс}

Для участника, поставщика (подрядчика, исполнителя) внесение в РНП означает, что он сам, а также лица, указанные в пп. 2, 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, не смогут два года принимать участие в закупках, в которых установлен запрет на участие лиц, внесённых в РНП. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 22 Правил № 1078.


Ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Подводя итог, следует отметить, что для снижения рисков включения в РНП нужно объективно оценить свои возможности исполнить контракт, своевременно подписать его, предоставить обеспечение исполнения контракта, выполнить антидемпинговые требования и надлежащим образом исполнить контракт.

Подробнее в нюансах включения в реестр недобросовестных поставщиков помогут разобраться готовые решения «Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону №44-ФЗ» и «Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону № 44-ФЗ», представленные в системе КонсультантПлюс, а также путеводитель по спорам в сфере закупок.

консультант плюс 30 лет

Системы Консультант Плюс для специалиста по закупкам. Пошаговые инструкции по проведению закупок и решению спорных вопросов по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

подробнее

Вопрос

Каковы основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков в рамках контракта по 44-ФЗ?

Ответ

В общем случае это происходит, если победитель уклонился от заключения контракта или контракт расторгли по решению суда или в одностороннем порядке из-за существенного нарушения контрагентом условий контракта (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Автор: старший юрист-консультант «Что делать Консалт» Екатерина Верушкина

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить

Ведущий юрист-консультант компании Что делать Консалт, практик в вопросах сопровождения процедур банкротства юридических лиц. Опыт судебного представительства в арбитраже и судах общей юрисдикции

  • 65.6K просмотра
  • 5 подписчиков
  • 27 материалов