Эксперты о главных новеллах Таможенного кодекса ЕАЭС и его влиянии на работу предприятия.
Белоуско Олег Александрович - начальник юридической службы ГК «АРИВИСТ»
Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года.
Текст ТК ЕАЭС по сравнению с ранее действовавшим Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) увеличился и стал более сложен для восприятия. ТК ЕАЭС содержит 9 разделов и два приложения. В девяти разделах содержится 61 глава и 465 статей. ТК ТС содержал 8 разделов, 50 глав и 372 статьи.
Я выделяю следующие, наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом Таможенном кодексе ЕАЭС.
- Закрепление приоритета электронного таможенного декларирования.
Письменное декларирование осуществляется теперь в исключительных случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- в отношении товаров для личного пользования;
- в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- в отношении транспортных средств международной перевозки.
Кодексом установлена возможность автоматического выпуска товаров с использованием информационных систем.
- Установлена возможность подачи предварительной информации в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.
В данном случае перевозчик только один раз представляет в таможенный орган электронный документ, который в дальнейшем может быть использован при нескольких таможенных операциях.
- Следующие новшества связаны с таможенным декларированием товаров.
Так, в целях ускорения совершения таможенных операций в новом кодексе срок выпуска товаров сокращён с одного рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
Сокращены сроки регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации с 2 до 1 часа.
Дополняются основания для отказа в выпуске товаров.
Появилась возможность получать предварительные решения таможенного органа по таким вопросам, как страна происхождения товара и метод определения таможенной стоимости.
В кодексе мы видим такие новые понятия, как предварительная величина таможенной стоимости, аннулирование выпуска товаров. В ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости.
- Ещё одной новеллой кодекса является новая модель развития института уполномоченных экономических операторов.
Категорирование уполномоченных экономических операторов (УЭО) по 1, 2 и 3 типу. Для каждого типа в кодексе прописываются упрощения, связанные с таможенным декларированием и хранением товаров.
- Таможенным кодексом вводится категорирование лиц, совершающих таможенные операции.
Так, таможенные органы смогут участникам ВЭД присваивать категории уровня риска: низкий, средний, высокий. Чем меньше риск, тем меньше таможенных формальностей. Например, к лицам с низким уровнем отнесут УЭО.
- Снижен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.
Юридическое лицо, претендующее на осуществление деятельности в качестве таможенного представителя, предоставляет обеспечение в размере, эквивалентном не менее 500 000 евро, ранее такое обеспечение составляло 1 млн евро.
Подводя итог изменений и новшеств нового Таможенного кодекса, можно отметить, что с одной стороны:
- он законодательно закрепляет перевод системы таможенного регулирования с бумажных на электронные технологии. Такой подход значительно сэкономит ресурсы бизнеса, ускорит процессы прохождения таможенных формальностей, а также фактически устранит человеческий фактор при принятии решений на всех этапах: от регистрации декларации до выпуска товаров;
- с другой стороны, таможенное регулирование в виде нового Таможенного кодекса призвано реализовывать внешнеэкономические интересы государства и защищать национальную экономику.
Джамал Давиташвили - заместитель председателя Комитета по транспорту Опора России, руководитель департамента таможенного оформления в компании V.I.G.Trans
Самое приятное событие этого года, если говорить профессиональными терминами, — таможенники разрешили выпускать декларации ниже профиля риска, доказывать таможенную стоимость и ввозить товары без корректировки таможенной стоимости. Естественно, при наличии правильно оформленных документов.
Второй положительный момент — более широкое и активное внедрение электронного декларирования. В частности, процедуры автоматической регистрации деклараций. Бывают ситуации, когда таможня по непонятным причинам отказывает в регистрации деклараций. Если есть возможность, приходится дозваниваться до таможенного инспектора и выяснять, что случилось с декларацией.
А процедура автоматической регистрации исключает участие человеческого фактора. Как только система автоматом регистрирует декларацию, то сразу же отправляет ее в работу.
Все остальные нововведения фактически не работают. Много сложностей с электронным документооборотом у таможенных постов, когда декларируешь товары через Центры электронного декларирования. Таможенные посты ЦЭД зачастую не видят информации от таможенных постов, где находится груз, поэтому приходится в ручном режиме звонить на посты и просить проверить, не поступили или данные.
Многие заложенные в прошлом кодексе нормы до сих пор не реализованы
Отрицательный момент — последствия от переподчинения Московской областной таможни непосредственно ФТС России. И у двух ЦЭДов, Можайского и Краснознаменского, убрали привязки к таможенным постам, которые подчинены Центральному таможенному управлению.
В итоге получается, что расположенные в Московской области таможенные посты — ЦЭДы не могут оформить грузы… находящиеся в Московской области. Это недоразумение повлекло простои, поскольку такой ситуации никто не предвидел, и никому об этих нюансах никто ничего заранее не сказал.
О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза
По сути, Таможенный кодекс ЕАЭС ничего кардинально не меняет, лишь некоторые особенности таможенного администрирования стали более запутанными. Часто идет отсылка на национальное законодательство. Прописанное в нем снижение размера обеспечения для таможенных представителей будет применяться с 2018 года. Но многие остальные нормы без подзаконных актов не заработают. Важно, как будут прописаны положения Таможенного кодекса в новом законе о таможенном регулировании. И самое главное — посмотрим, как они будут реализовываться.
Кстати, Таможенный Кодекс Таможенного союза был все-таки достаточно понятным и простым. Самое интересное — многие заложенные в нем нормы до сих пор не реализованы, например, право Декларанта подачи Декларации на товары в любой таможенный орган.
Единственный момент, который настораживает: по старому Кодексу сроки документального контроля можно было продлить до десяти дней, то в новом Кодексе написали «и более». Если раньше декларация могли «зависала» в таможне на десять дней, то на следующий день обязаны были выпустить. Теперь непонятно, как на практике будет реализовано это «и более».