Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу c января этого года. В данной статье расскажем, что изменилось в кодексе, какие в него внесены уточнения и упрощает ли это прохождение таможенного контроля.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу c января этого года. В данной статье расскажем, что изменилось в кодексе, какие в него внесены уточнения и упрощает ли это прохождение таможенного контроля.
1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.
До этого все пять стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Республика Кыргызстан) ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.
Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекратил действие Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также целый ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.
ТК ЕАЭС заменил принятый в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза, (ТК ТС) в который на момент подписания входили Россия, Казахстан и Белоруссия. Основными недостатками старого ТК ТС было то, что, во-первых, большинство полномочий таможенных органов передавалось на национальный уровень, а это порождало различия в проведении таможенных процедур и механизмах взимания платежей; а во-вторых, кроме самого ТК ТС в рамках ЕАЭС действовали более 20 международных соглашений, положения которых иногда содержали в себе ряд противоречий. Поэтому разработка нового кодекса и его подписание должны послужить решению назревших проблем и упростить таможенные процедуры на территории ЕАЭС. Рассмотрим основные нововведения и отличия кодексов.
Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее – почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами – участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.
Для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза в новом кодексе предусмотрено обязательное представление предварительной информации о прибывающих товарах на всех видах транспорта[1]. В отличие от старого кодекса[2] ТК ЕАЭС устанавливает конкретный срок[3] представления предварительной информации, то есть не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Предварительная информация теперь имеет два вида:
По новым правилам предварительная информация может представляться в виде электронного документа с использованием ресурсов сети Интернет, путём взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационных систем лиц, представляющих предварительную информацию, и (или) иным способом, определяемым Комиссией[4].
Согласно положениям старого кодекса[5], лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации[6].
То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.
Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах[7], то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях[8], а именно:
В остальном же применяется только электронное декларирование[9].
В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии[10]. Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.
ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация[11]. Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче[12].
Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе[13].
Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами[14]. То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек – должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов[15].
По старому кодексу, регистрация декларации таможенным органом после подачи декларантом или отказ в её регистрации осуществлялся в срок не более двух часов с момента её подачи[16]. Новый кодекс сокращает эту процедуру до одного часа рабочего времени[17].
Также существенно сокращён срок выпуска товаров. Согласно старому кодексу выпуск товаров должен был быть завершён таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации[18]. ТК ЕАЭС сокращает этот срок в шесть раз. Теперь выпуск товаров должен быть произведён в течение четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации[19]. Однако это правило действует в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля либо декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации[20]. Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять, как и в старом кодексе, не позднее одного дня. При этом в новом кодексе останется прежняя норма о том, что в определённых случаях срок выпуска может продлеваться до десяти рабочих дней[21].
Согласно положениям ТК ЕАЭС условие о внесении изменений в декларацию, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей, которое присутствовало в ТК ТС,[22] исключено. Вместо него указано, что сведения в декларации могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в рамках проведения проверки документов до выпуска товаров[23]. Следовательно, по новому законодательству декларант сможет вносить изменения в декларацию касательно таможенной стоимости товаров при условии, что таможенный орган не запросил документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.
Общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов были установлены ТК ТС[24], а основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определялся международным договором[25] государств – членов Таможенного союза.
В новом кодексе введены положения о сроках и основаниях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин. Отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца со дня, следующего за днём выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления[26]. В некоторых случаях можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев – в случаях обстоятельств непреодолимой силы, задержки плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского, государственного) бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, поставки в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности[27].
Ранее таможенный контроль имел 12 разновидностей в зависимости от формы, в которой он осуществляется[28]. Теперь форм таможенного контроля восемь[29]:
Но плюсом к формам таможенного контроля появились меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые частично состоят из бывших форм и способов таможенного контроля[30]. Точно их поименовано тринадцать:
Четырнадцатая мера устанавливается национальным законодательством государств-членов о таможенном регулировании в качестве иных мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
ТК ТС регламентировал четырнадцать таможенных процедур[31]:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства.
Кроме упомянутых, в старом кодексе были и другие процедуры, действие которых регулировалось отдельными нормативными актами. Так, международные соглашения регулировали свободную таможенную зону и свободный склад[32], а нашим национальным законодательством регулировалась специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров ввозились или вывозились с территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений[33].
Новый кодекс теперь содержит и регулирует все 17 таможенных процедур[34]. Также существенно увеличилось содержание раздела, посвящённого таможенным процедурам, и в нём теперь18 глав.
В новом ТК ЕАЭС уточнено, к каким товарам такая процедура применяется: товарам Союза либо иностранным товарам. Кодексом конкретизированы процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур.
Все таможенные процедуры имеют в кодексе одну структуру:
– содержание;
– условия помещения товаров под таможенные процедуры;
– условия использования товаров в соответствии с каждой таможенной процедурой. Отделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур.
Кроме того, что сами процедуры стали более подробно расписаны, в них появились нововведения.
Так, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза, расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов. Ранее допускалась передача временно ввезённых товаров во владение и пользование иному лицу для ремонта, обслуживания или с разрешения таможенного органа[35]. Теперь допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа временно ввезённой многооборотной тары; временно ввезённых товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки); временно ввезённых товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов; временно ввезённых товаров в иных целях в случаях, определяемых Комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной[36]. Также осталось условие о том, что в иных случаях передача декларантом временно ввезённых товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, порядке и сроки, которые определяются Комиссией, после уведомления таможенного органа[37].
Отменено правило, по которому временно ввезённые товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются только в пределах территории государства Союза, где эти товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза[38].
В новом кодексе деятельности в сфере таможенного дела посвящён целый раздел[39]. Каждому виду деятельности отведена отдельная глава:
Глава 54. Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела.
Глава 55. Таможенный представитель.
Глава 56. Таможенный перевозчик.
Глава 57. Владелец склада временного хранения.
Глава 58. Владелец таможенного склада.
Глава 59. Владелец свободного склада.
Глава 60. Владелец магазина беспошлинной торговли.
Глава 61. Уполномоченный экономический оператор.
В этих главах даны углублённые нормы, касающиеся общих положений о деятельности лиц в сфере таможенного дела. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец свободного склада». Раньше он регулировался отдельным соглашением[40] между странами.
Согласно ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор (УЭО) – это юридическое лицо государства – члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором и включённое в реестр уполномоченных экономических операторов[41]. Как видим, статус может получить только юридическое лицо государства – члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом[42].
Суть создания института УЭО заключается в предоставлении определённой категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения: осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и иные специальные упрощения.
К дополнительным привилегиям УЭО можно отнести следующие положения:
- Чем выше тип свидетельства УЭО, тем больше упрощений процедур контроля.
Особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля зависят от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора[43]. Каждое свидетельство имеет разный перечень специальных упрощений для деятельности УЭО. Свидетельство первого типа предполагает девять преимуществ[44], второго типа − десять[45], свидетельство третьего типа даёт право УЭО пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств первого и второго типа[46].
- Наличие свидетельства подтверждает низкий уровень риска и упрощает таможенный контроль.
Таможенные органы смогут присваивать категории уровня риска: низкий, средний, высокий[47]. Низкий риск предполагает уменьшение таможенных формальностей. С даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченный экономический оператор относится к категории низкого уровня риска[48].
- Наличие свидетельства позволяет работать во всех странах Союза.
Что немаловажно, статус УЭО будет признаваться всеми государствами – членами ЕАЭС[49]. Кроме этого, отдельные специальные упрощения могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами Союза[50].
- Добросовестность УЭО поощряется рублём.
Для включения в реестр необходимо оплатить сумму обеспечения, эквивалентную не менее 1 млн евро[51], однако в новом кодексе эту сумму можно уменьшить. К примеру, если свидетельство первого типа не приостанавливалось в течение шести лет, то на седьмой год достаточно будет заплатить обеспечение не менее чем на 150 000 евро[52].
Как видим, новый ТК ЕАЭС эволюционировал из старого и, являясь его продолжением, стал более гибким и несущим больше возможностей сторонам ВЭД инструментом таможенного контроля, адаптированным к реалиям современного мира. Изменения таможенного законодательства ЕАЭС объёмны и подлежат более детальному изучению, а мы в нашей статье лишь осветили основные моменты данных изменений. Надеемся, что это поможет вам в работе с иностранными партнёрами ближнего зарубежья.
[1] П. 3 ст. 11 ТК ЕАЭС.
[2] Ст. 42 ТК ТС.
[3] П. 17 ст. 11 ТК ЕАЭС; абз. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом».
[4] П. 4, п. 6 ст. 11 ТК ЕАЭС.
[5] Ст. 176 ТК ТС.
[6] П. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС.
[7] П. 3 ст. 179 ТК ТС.
[8] П. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС.
[9] П. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС.
[10] П. 5 ст. 104 ТК ЕАЭС.
[11] П. 1 ст. 183 ТК ТС.
[12] п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС.
[13] П. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС.
[14] П. 3 ст. 173 ТК ТС.
[15] П. 2, п. 3 ст. 82; п. 2 ст. 118; п. 3 ст. 125; п. 6 ст. 310 ТК ЕАЭС; раздел II «Порядка совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений» (утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188).
[16] П. 3 ст. 190 ТК ТС.
[17] П. 2 ст. 111 ТК ЕАЭС.
[18] П. 1 ст. 196 ТК ТС.
[19] П. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС.
[20] П. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС.
[21] П. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС.
[22] П. 1 ст. 191 ТК ТС.
[23] П. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС.
[24] П. 1 ст. 83 ТК ТС.
[25] Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин
(заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010).
[26] П. 1 ст. 59 ТК ЕАЭС.
[27] П. 2 ст. 59 ТК ЕАЭС.
[28] Ст. 110 ТК ТС.
[29] Ст. 322-333 ТК ЕАЭС.
[30] П. 1 ст. 338 ТК ЕАЭС.
[31] П. 1 ст. 202 ТК ТС.
[32] П. 2 ст. 202 ТК ТС.
[33] П. 3 ст. 202 ТК ТС.
[34] П. 2 ст. 127 ТК ЕАЭС.
[35] П. 3 ст. 279 ТК ТС.
[36] П. 3 ст. 222 ТК ЕАЭС.
[37] П. 4 ст. 222 ТК ЕАЭС.
[38] П. 2 ст. 282 ТК ТС.
[39] Раздел VIII ТК ЕАЭС.
[40] Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада».
[41] П. 1 ст. 430 ТК ЕАЭС.
[42] Ст. 38, ст. 39 ТК ТС.
[43] П. 1 ст. 437 ТК ЕАЭС.
[44] П. 2 ст. 437 ТК ЕАЭС.
[45] П. 3 ст. 437 ТК ЕАЭС.
[46] П. 4 ст. 437 ТК ЕАЭС.
[47] П. 3 ст. 377 ТК ЕАЭС.
[48] П. 3 ст. 430 ТК ЕАЭС.
[49] П. 7 ст. 430 ТК ЕАЭС.
[50] П. 8 ст. 430 ТК ЕАЭС.
[51] П. 12 ст. 436 ТК ЕАЭС.
[52] П. 16 ст. 436 ТК ЕАЭС.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности