Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Конец и начало года – сложный период для каждого бухгалтера: многое предстоит предусмотреть, чтобы сдать отчётность без ошибок. В традиционной новогодней шпаргалке наш главный эксперт Елена Антаненкова рассказала об основных действиях, которые должен предпринять каждый бухгалтер, провожая 2019 год и встречая 2020-й.
Конец и начало года – сложный период для каждого бухгалтера: многое предстоит предусмотреть, чтобы сдать отчётность без ошибок. В традиционной новогодней шпаргалке наш главный эксперт Елена Антаненкова рассказала об основных действиях, которые должен предпринять каждый бухгалтер, провожая 2019 год и встречая 2020-й.
В конце года дел, которые должен осуществить бухгалтер для закрытия текущего года и грамотного перехода в новый год, достаточно много. Надо:
Формирование бухгалтерской и налоговой отчётности за 2019 г. в большинстве случаев завершится уже в новом году. Однако в конце текущего года бухгалтерия должна провести ряд важных подготовительных мероприятий.
Реформы бухучёта продолжаются. Конечная цель изменений российских стандартов — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО. С отчётности за 2020 год начнут действовать изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», в ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» и в ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Их необходимо учесть в учётной политике компании на следующий год. Расскажем о каждом подробнее.
ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»
Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учёта расчёта налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.
Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учёте в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчёте налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток). То есть, по новым правилам, природа возникновения временных разниц стала единой, и только результат, к которому она приводит, будет определять, какой она станет: налогооблагаемой или вычитаемой.
Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.
Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчётный период сформирует отложенный налог на прибыль.
В новой редакции ПБУ 18/02 уточнено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчёте о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчётного периода. Он складывается из текущего и отложенного налогов на прибыль. Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчёте чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.
В связи с данными изменениями в ПБУ 18/02 внесены изменения в форму бухгалтерской отчётности «Отчёт о финансовых результатах».
В «Отчёте офинансовых результатах» заменены строки:
Текущий налог на прибыль |
в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
Изменение отложенных налоговых активов |
на:
Налог на прибыль <7> |
в т.ч. текущий налог на прибыль |
отложенный налог на прибыль |
После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:
Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода |
Новая форма начнёт представляться при составлении отчётности за 2020 год.
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
Изменения, коснувшиеся ПБУ16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность». Они внесены Приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н.
Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия – «долгосрочный актив для продажи». Долгосрочный актив для продажи — это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи. Если решение о продаже принято или заключён договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного (на счета 10 или 41) и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.
Это первый случай в российских стандартах бухучёта, когда требование о переклассификации актива закреплено непосредственно в нормативном акте. Ранее Минфин России неоднократно разъяснял в отношении аналогичных ситуаций, что РСБУ не предусматривают такой возможности (см., например, Письмо Минфина России от 02.03.2010 № 03-05-05-01/04).
Бухгалтерский учёт долгосрочных активов, предназначенных для продажи, должен производиться по балансовой стоимости, которая была у них до переклассификации (например, ОС). В дальнейшем долгосрочные активы к продаже оцениваются в порядке, предусмотренном для оценки запасов — товаров или материалов (п. 10.2 ПБУ 16/02). Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчётности.
Обратите внимание! При переклассификации актив перестаёт быть ОС, поэтому и в налоговую базу при исчислении налога на имущество его остаточная стоимость не включается. Прежде Минфин высказывался против переклассификации ОС и требовал начислять налог на имущество на стоимость ОС до их фактического выбытия.
ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»
В прежней редакции пункт 5 ПБУ 13/2000 предусматривал лишь один вариант принятия к бухгалтерскому учёту бюджетных средств, согласно которому они отражались как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшали задолженность и увеличивали счета учёта денежных средств, капитальных вложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000) при уверенности организации в том, что:
– условия предоставления этих средств ею будут выполнены;
– указанные средства будут получены.
В первом случае подтверждением могут служить заключённые организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утверждённая проектно-сметная документация и т. п.
Во втором — подтверждением могут быть утверждённая бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приёмки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Приказ № 248н ввёл ещё один вариант. Бюджетные средства могут быть приняты к учёту как целевые по мере их фактического получения.
Таким образом, компании теперь могут выбирать порядок отражения в учёте государственной помощи, закрепив его в учётной политике.
В части учёта бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Затраты, понесённые за счёт бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат. Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесённых организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.
Изменения в налоговом учёте подробно рассмотрела в своей статье Ситникова Нина. Ищите статью в номере. Рекомендуем ознакомиться!
Учётная политика организации должна применяться последовательно из года в год.[1] Срок хранения УП составляет пять лет (ст. 29 Закона № 402-ФЗ).
Положениям учётной политики уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок. Формальный подход к её составлению или неприменение на практике закреплённых способов учёта может привести к негативным последствиям. Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учётной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. № 69н уточнено содержание этого требования. Учётная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учёта и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации). Поэтому в конце уходящего года бухгалтер должен актуализировать положения действующей учётной политики на предстоящий финансовый год.
Учётную политику следует откорректировать в случаях, если (п. 10 ПБУ 1/2008):
– изменилось законодательство РФ и (или) нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту;
– организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учёта, и их применение предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учёта;
– существенно изменились условия хозяйствования, т. е. произошла реорганизация, изменились виды деятельности и т. п.[2]
Если организация столкнётся с ситуацией, требующей самостоятельно разработать способ учёта, то она должна разрабатывать его в соответствии с установленным алгоритмом (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчётности (далее — МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учёта, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учёта по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учёта, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта (п. 7.3 ПБУ 1/2008; Информационное сообщение ИС-учёт-9).
При раскрытии в учётной политике самостоятельно разработанного способа учёта, т. е. отличного от национальной и международной методологии, необходимо указать:
Напоминаем, что изменения в учётную политику должны быть утверждены приказом руководителя не позднее 31 декабря 2019 года.[3] Объявлять в своей годовой отчётности об изменениях в учётной политике на год, следующий за отчётным, организации не нужно (п.14 Приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н).
Инвентаризация проводится для подтверждения учётных данных. Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности, влечёт за собой административную ответственность по статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности следует провести в 4 квартале. В соответствии с Методическими указаниями № 49 инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, в том числе не принадлежащие организации на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учёте на забалансовых счетах. Срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация, устанавливает в приказе (форма № ИНВ-22) руководитель организации (ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации).
По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (например, по форме № ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учёте (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации). Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчёте (п. 5.5 Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучёта «подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация» (ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).
Основные моменты инвентаризации, на которые необходимо обратить особое внимание:
Проведение сверки платежей с налоговой инспекцией.
Сверка проводится на основании письменного заявления плательщика, подаваемого в произвольной форме.
От ИФНС обязательно надо получить документы, подтверждающие сальдо расчётов по налогам и страховым взносам (п. 74 Положения по бухучёту № 34н). Это могут быть справки о состоянии расчётов или акты сверки расчётов. Если сведения из справки не соответствуют данным организации, ей стоит провести с ИФНС сверку расчётов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@).
Если у организации имеется переплата, то после того как составлен акт сверки, организация может зачесть её в счёт предстоящих платежей по налогам, на погашение задолженности по налогам, пеням, штрафам или вернуть, подав соответствующее заявление (ст. 78 НК РФ). Срок подачи заявления на возврат составляет три года со дня излишней уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. А для электронной передачи формат рекомендован Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.
Обратите внимание! С 1 октября 2020 года снимут ограничение, по которому переплату разрешается зачесть только в счёт налога того же вида: федеральный в счёт федерального, региональный – регионального, местный – местного (абзац второй пункта 1 ст. 78 НК РФ утратит силу в соответствии с пп. «а» п. 22 ст. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Также её можно зачесть в счёт пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога (п. 1 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
А вот возврат налога станет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.
Сверка расчётов с дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация расчётов – это сверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным вашей организации и данным её контрагентов, а именно:
– с банками и другими кредитными учреждениями;
– с контрагентами (покупателями, продавцами, заимодавцами и заёмщиками и т. д.);
– с работниками (подотчётными лицами и теми работниками, которые получали ссуды, займы от организации).
Форму акта сверки взаиморасчётов фирмы разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированного формата этого документа (Письмо Минфина России от 18 февраля 2005 г. № 07-05-04/2). Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.
Инвентаризация расчётов обязательна (п. п. 27, 77, 78 Положения по бухучёту № 34н, Письмо Минфина от 14.01.2015 № 07-01-06/188). Она необходима для подтверждения правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта сумм дебиторской и кредиторской задолженности перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, для создания резервов по сомнительным долгам и для правильного расчёта налога на прибыль. Ведь кредиторскую задолженность, в связи с истечением срока исковой давности (3 года) или по другим основаниям (ст. ст. 415- 419 ГК РФ), необходимо учесть во внереализационных доходах (п.п. 18 п. ст. 250 НК РФ) в том отчётном (налоговом) периоде, в котором этот срок истёк (прекратилось обязательство) (п. 1 ст. 271 НК РФ).
Обратите внимание! Если акт сверки будет подписан кредитором, то срок задолженности начнёт отсчитываться с этой новой даты.
Дебиторскую задолженность, признанную безнадёжной по основаниям, указанным в п. 2 ст. 266 НК РФ, нужно учесть во внереализационных расходах, если в отношении неё организация не формировала резерв по сомнительным долгам. В Письмах УФНС России по городу Москве от 20.06.2011 № 16-15/059211@.1, от 13.04.2011 № 16-15/035618.1@ разъясняется, что суммы и даты образования безнадёжных долгов должны быть подтверждены:
– договором, в котором указана дата срока платежа;
– актами приёмки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);
– платёжными поручениями;
– актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчётного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена.
Выявленные безнадежные дебиторские или кредиторские задолженности необходимо списать на основании приказа руководителя.
Инвентаризация финансовых вложений и оценочных резервов.
К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретённая на основании уступки права требования, и пр. (п.3 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).
В бухгалтерской отчётности финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (которые не обращаются на ОРЦБ), подлежат отражению в бухгалтерском учёте на отчётную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).
По таким финансовым вложениям инвентаризационная комиссия организации обязана провести проверку на обесценение и в случае подтверждения устойчивого существенного снижения их стоимости создать резерв под обесценение (п. п. 3-39 ПБУ 19/02).
Унифицированная форма для отражения результатов инвентаризации финансовых вложений, отличных от ценных бумаг (например, выданных займов, долей в уставных капиталах ООО и др.), не установлена. Организация разрабатывает такую форму самостоятельно и утверждает её в учётной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Создание оценочных резервов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчётности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»).
Если по результатам инвентаризации у организации будут выявлены: наличие сомнительной задолженности (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, Письма Минфина от 27.05.2016 № 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 № 07-01-06/188), обесценение материально-производственных запасов (п. 25 ПБУ 5/01, п. 20 Методических указаний по учёту МПЗ, Информационное сообщение Минфина от 24.06.2016 № ИС-учёт-3), обесценение финансовых вложений (абз. 3, 4 п. 38, п. 39 ПБУ 19/02; п. 7.1 ПБУ 1/2008), то организация обязана создать соответствующий бухгалтерский резерв по каждому из этих фактов.
Напоминаем, что создание оценочных резервов рассматривается в бухгалтерском учёте как изменение оценочных значений в соответствии с пунктами 2 и 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утверждённого Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
Организации, которые вправе вести упрощённый бухучёт, обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухучёту № 34н).
Организация образует указанные резервы за счёт финансовых результатов организации (в составе прочих расходов).
Информация об изменениях оценочных значений отражается не только в учёте компании, но и в пояснениях к балансу и отчёту о финансовых результатах. На основании пункта 6 ПБУ 21/2008 организация должна раскрыть содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчётность за данный отчётный период.
С 2014 г. действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не как их среднегодовая стоимость. К таким объектам относятся:
– административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
– нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Непременным условием для расчёта налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года).
Уплату налога на имущество по кадастровой стоимости производят собственники этого имущества, применяющие как ОСНО, так и УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), и организации, у которых данное имущество находится на праве хозяйственного ведения (Письма Минфина России от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770), при условии учёта этого имущества в качестве основных средств (Письмо ФНС России от 06.06.2014 № БС-4-11/10837@).
Обратите внимание! Начиная с налогового периода 2020 г. такие объекты подлежат налогообложению при условии нахождения их у организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения вне зависимости от порядка их бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
В режиме онлайн кадастровую стоимость можно посмотреть на сайте Росреестра. Для этого достаточно ввести адрес объекта или его кадастровый номер.
Перечень имущества, учитываемого по кадастровой стоимости, целесообразно выделить в оборотной ведомости отдельно и указать на его наличие в учётной политике.
Провести ревизию лимитов нормируемых расходов
Нормативы расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на добровольное медицинское и личное страхование и других расходов рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода и привязываются к определённым показателям.[4]
Нормируемые расходы не всегда удаётся полностью признать в составе налоговых расходов в течение года. Поэтому необходимо проверить, не увеличился ли по итогам предельный размер таких расходов. Если да, то необходимо учесть при расчёте налога на прибыль в декабре дополнительные суммы нормируемых расходов. К тому же появится возможность увеличить вычет НДС, например по представительским расходам (п. 7 ст. 171 НК РФ; Письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-07-15/26407, от 06.11.2009 № 03-07-11/285).
Напоминаем, что нормируемые расходы на рекламу – 1 % от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ). представительские расходы – 4 % от фонда оплаты труда (ФОТ) (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ). Также от ФОТ нормируются расходы на долгосрочное страхование жизни работников, их добровольное и негосударственное пенсионное страхование (12 %) (п.16 ст. 255 НК РФ), расходы на добровольное медицинское и личное страхование работников и оплату медицинских услуг – 6 % (п.16 ст. 255 НК РФ), расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство – 3 % (п. 24.1 ст. 255 НК РФ) и другие.
Проверить остатки «налоговых» резервов (если такие создавались) на конец года
Создавать резервы по налогу на прибыль могут только организации, которые используют метод начисления. Формирование данных резервов для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право создавать в налоговом учёте следующие виды резервов:
– резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
– резерв на ремонт основных средств (п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ. Резерв на ремонт ОС могут создавать организации, которые существует более трёх лет (Письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9);
– резерв на гарантийный ремонт и обслуживание (ст. 267 НК РФ);
– резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
– резерв предстоящих расходов на НИОКР. Формировать резерв можно, если есть утверждённые программы НИОКР (ст. 267.2 НК РФ);
– резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. п. 1, 2, 6 ст. 324.1 НК РФ).
Решение о создании резерва и порядок его формирования должны быть отражены в учётной политике организации.
Если организация планирует продолжить создание резервов в следующем году, то у большинства резервов может образоваться переходящий остаток. Организация вправе перенести такой остаток на следующий налоговый период. При этом он как бы засчитывается в счёт вновь созданного резерва, а разницы учитываются в составе доходов или расходов. Если организация решит отказаться от создания какого-либо резерва в 2020 г., то его остаток за 2019 г. надо включить во внереализационные доходы последним числом декабря (31.12.2019) (Пункт 7 ст. 250 НК РФ; Письмо Минфина России от 12.07.2004 № 03-03-05/3/55).
Если компания собирается перейти на УСН с 2020 года, то напомним ей о нескольких важных моментах.
Должны соблюдаться ограничения и критерии для применения специального режима.[5] Так, например, лимит доходов за 9 месяцев 2019 года для перехода на УСН с 01.01.2020 г. составляет 112,5 млн. руб. без НДС, а бухгалтерская остаточная стоимость ОС на 01.01.2020 – 150 млн руб. (п. 2, пп.16 п.3 ст. 346.12 НК РФ).
Нужно подать уведомление[6] в налоговую инспекцию по своему местонахождению не позднее 31 декабря 2019 года (п.7 ст.6.1, п.1 ст.346.13 НК РФ).
При переходе на УСН с 01.01.2020 г. необходимо в IV квартале 2019 года восстановить суммы НДС по ранее принятым к вычету товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам.[7]
Если компания уже применяет УСН, то с 2020 года она может изменить объект налогообложения для целей уплаты налога в рамках УСН – доходы или доходы минус расходы, уведомив налоговые органы по рекомендуемой форме[8] не позднее 31 декабря 2019 года (п.2 ст.346.14 НК РФ).
Налогоплательщики, применяющие в 2019 году УСН и принявшие решение с 2020 года использовать иной режим налогообложения, должны подать уведомление в налоговую инспекцию об отказе применения УСН по форме № 26.2-3 (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@) не позднее 15 января 2020 г. (п.7 ст.6.1, п.6 ст. 346.13 НК РФ). Этот порядок действий применим и к тем, кто только планировал применять этот спецрежим с 2020 года и успел подать уведомление в 2019 году.
Как видим, неотложных дел у бухгалтера много. Надеемся, что наша шпаргалка позволит ему принять оптимальные для компании решения своевременно.
[1] П. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
[2] П. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п.10 ПБУ 1/2008, абз. 6 и 7 ст. 313 НК РФ.
[3] Абз. 6 ст. 313 НК РФ, п. 8, 11 ПБУ 1/2008.
[4] П. 3 ст. 318 НК РФ.
[5] П. 2, п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
[6] Рекомендуемая форма №26.2-1 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
[7] Пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.
[8] Форма № 26.2-6 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности