Сегодня рынок непрерывно меняется, поэтому руководителям приходится постоянно искать и внедрять новые схемы мотиваций. О поддержке, которая нужна всем сотрудникам в кризисные времена, о создании комфортной рабочей среды и том, что каждый работник — личность, читайте в статье бизнес-консультанта Екатериной Жеребиной.
Тема эффективной мотивации персонала волнует менеджеров всегда. Все сотрудники разные, и очень важно понимать, что каждого из них мотивирует на достижения. Сегодня в связи с пандемией рынок непрерывно меняется, заставляя управленцев постоянно искать, менять и внедрять новые схемы мотиваций.
В моменты перемен и неопределённости бывает трудно мотивировать людей. Они сосредоточены на личных проблемах, тревожатся за свою финансовую безопасность, думают о перспективах занятости, здоровье. И в такой ситуации очень важно задать верный тон и стать для сотрудников источником вдохновения и психологической поддержки. За годы управленческой практики я сформулировала несколько личных правил, которыми хочу с вами поделиться.
- Руководитель должен быть мотивирован сам
Чтобы изменить ситуацию, начните с себя! Именно лидер задаёт тон при любых кризисах. Да, это непросто, но точно в ваших руках. Провести командную работу, мозговой штурм, стратегическую сессию, выработать совместный план действий. Любой сотрудник ценит, когда его привлекают к решению проблем. А вы, как руководитель, должны в любой ситуации быть позитивным, активным и энергичным. Работа у нас такая.
- Уметь распознавать стимулы поведения
Люди по-разному ведут себя на работе, поскольку стремятся удовлетворить свои основные потребности. Вспомните: людей обычно мотивирует желание удовлетворить свои потребности в соответствии с иерархией (по Маслоу):
- физиологические – голод, жажда, сон;
- безопасность – спокойствие, защита от опасности;
- социальные – принадлежность, приятие, социальная жизнь, дружба и любовь;
- самооценка – самоуважение, достижения, статус, признание;
- самореализация – развитие, свершения, личное развитие.
Задача руководителя знать и понимать, каковы эти потребности. Кто-то стремится к достижениям, кто-то – к высокой оценке. Для одних важнее всего чувство принадлежности, а для других – стабильность. Ваша задача понять, что движет каждым человеком. И тут вам поможет практика бесед. Проводя регулярно беседы, вы узнаете, кто ваши сотрудники, что они любят и чем увлекаются. Задайте себе вопрос, как часто вы проводите e-NPS (employee Net Promoted Score — чистый индекс лояльности сотрудников)? Важный показатель для любой компании.
- Создайте комфортную рабочую среду
Среда, в которой вы работаете, оказывает непосредственное влияние на уровень мотивации. Чтобы эффективно мотивировать других людей, важно учитывать те физические условия, в каких вы работаете, систему вознаграждений, отношения в команде и уровень взаимовыручки. Создавайте условия, в которых перед сотрудниками будут ставиться реалистичные, но в то же время достаточно сложные цели, где они смогут сотрудничать и получать признание. Так вы самым позитивным образом повлияете на их мотивацию.
- Самостоятельность и делегирование
Давайте людям определённый уровень контроля и выбора собственной деятельности, так вы поможете им удовлетворить свою потребность в самостоятельности, компетентности и взаимодействии с другими отделами. При таких условиях сотрудники будут работать более творчески, повысят свою производительность и будут находиться в более позитивном эмоциональном состоянии. Главное, чтобы задачи были определены предельно чётко и со сроками. Это позволит всем понимать, какие должны быть достижения.
- Каждый сотрудник – это личность
Двух одинаковых людей нет и нет подхода, который был бы одинаково эффективным для всех – вы, как руководитель, всегда должны это понимать. Умение видеть в каждом сотруднике личность, его сильные стороны и постоянно давать обратную связь – эффективный метод управления.
- Умение признавать заслуги коллектива
«Отличная работа», «Вы – мои герои», «Горжусь вами» – ведь очень просто сказать эти слова! Делаете вы так? Точно знаю – редко. Однако они оказывают огромное влияние на людей. Доказано не раз учёными. Учитесь замечать достижения команды и регулярно подчёркивать успехи коллег, даже незначительные. В кризисные времена именно такая поддержка нужна всем сотрудникам.
Также важно учитывать при мотивации теорию поколений. Сегодня плечом к плечу в каждой компании работают представители разных поколений:
- традиционалисты (рождённые в 1922 – 1943 годах);
- поколение беби-бума (рождённые в 1943 – 1960 годах);
- роколение Х (рождённые в 1960 – 1980 годах);
- поколение Y, или миллениалы (рождённые в 1980 – 2000 год).
Давая обратную связь сотрудникам разных поколений, важно понимать, как они её воспринимают. Согласно книге «Научить мотивировать людей за 7 дней» Сью Стокдейла и Клайва Стипера обратная связь воспринимается так:
- Традиционалисты: «Отсутствие новостей – это хорошие новости».
- Поколение беби-бума: «Достаточно обратной связи раз в год и массы документов».
- Поколение Х: «Извините, что я вас отрываю, но мне хотелось бы узнать, правильно ли я работаю?»
- Поколение Y: «Обратная связь в любой момент, когда я захочу, одним нажатием кнопки».
Закончу словами нашего известного писателя Максима Горького: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Пусть ваш труд будет удовольствием как для вас, так и для ваших сотрудников, тогда все высоты станут достижимыми!