Предприниматели поделились с нами своими ожиданиями и планами на 2018 год, в материале вы найдете оценку рынка, анализ законодательных инициатив, а также обзор перспективных отраслей для инвестиций.
Управляющий группой компаний «Авира» Алексей Загумённов рассказал журналу о предпринимательских настроениях на будущих год, поделился собственными прогнозами и рекомендациями по выбору тактики развития.
– Чего вы ожидаете от 2018 года?
Я жду от 2018 года скорее позитива, которого точно должно быть больше. Например, в 2018 году начнёт реализовываться стратегия международной экспансии группы компаний «Авира». В страны Евросоюза мы выходили и раньше, но 2018 год будет всецело посвящён экспорту. Это – огромные перспективы как для развития «Авиры», так и для усиления привлекательного облика российского производителя за рубежом.
Отрасль производства игрового и развлекательного оборудования в России растёт, может, процентов на двадцать в год. Я уверен, что этот неспешный рост продолжится и в следующем году. Можно с большой долей уверенности предположить, что до 1 апреля 2018 года государство не будет трогать малый и средний бизнес. После этой даты снова начнётся набившее всем оскомину «закручивание гаек». Реальных мер поддержки бизнеса со его стороны я не вижу. Это понятно: государству тоже нужны деньги.
Россияне уже привыкли жить в состоянии кризиса. Сегодня это – не переломный момент, а привычное затянувшееся состояние. Выход из него – именно в развитии экспортных направлений. Когда кризис коснулся нас, мы, как и многие другие, не могли понять, покупать нам или продавать, ждать или действовать. В итоге, спустя год, уставшие от ожиданий и отсутствия понимания происходящего, мы всё-таки покупали те же станки по двойной стоимости – иного выбора не было. В 2018 году мы точно не будем ждать и направим энергию на продуктивную деятельность.
– Какие рекомендации вы могли бы дать собственникам и генеральным директорам по развитию бизнеса в 2018 году?
В первую очередь я рекомендовал бы выходить на новые рынки. Местечковой компании нужно выходить на уровень региона. Региональной компании стоит выйти за пределы своего региона. Компании федерального уровня нужно обязательно зайти на рынки стран СНГ. Ну а тем, кто уже ведёт деятельность в странах-соседях, жизненно необходимо двигаться вместе с нами за дальние рубежи. Нельзя зацикливаться на одном месте!
Интересно, что 2018 год с точки зрения перспектив выглядит гораздо выгоднее предыдущего. К примеру, в индустрии развлечений мы уже с лёгкостью конкурируем с китайскими производителями. В Китае серьёзно выросла среднерыночная заработная плата, а у нас – качество производимых товаров. Сегодня в тех же странах Евросоюза предпочитают установить российское детское развлекательное оборудование, заказать игровой лабиринт именно у нас, а не у китайцев. Производственные мощности российских предприятий совершенствуются и в других отраслях. Нельзя упускать этот момент.
– Были ли какие-нибудь изменения законодательства в 2017 году, которые существенно отразились на вашем бизнесе?
Снова продолжая тему Китая, можно вспомнить отношение этого государства к своим бизнесменам. Прогрессивные ставки, пониженные коэффициенты, серьёзная градация малых, средних и крупных предпринимателей – всё это обеспечивает расцвет частного бизнеса. В России предприниматели вот уже 17 лет не устают повторять: «Нам от государства нужно одно – лишь бы не мешало». К примеру, в 2017 году впервые ко мне пришли жаловаться из бухгалтерии. Налоговое законодательство изменилось настолько, что профессионалы с многолетним стажем стали путаться. Налоговые службы усиливаются новыми кадрами, претензий и запросов от них больше, чем когда-либо. Надеюсь, в 2018 году ситуация хоть как-то улучшится.
В какую отрасль вложиться в 2018 году, чтобы не только сохранить, но и приумножить свои деньги, рассказывает бизнес-ангел, президент компании VIVO – производителя заквасок и пробиотиков, основатель инвестиционной группы IMPEX Валерий Золотухин.
Пищевая промышленность
Какие бы кризисы и волнения ни охватывали страну, люди всё равно не перестанут есть. Именно поэтому инвестиции в производство продуктов питания считаются одними из самых выгодных и надёжных.
Кроме того, в последние три года это направление активно развивается и даже является одним из драйверов промышленного производства. На руку отечественным производителям сыграло продовольственное эмбарго на ввоз ряда продуктов питания из США, стран Евросоюза и ещё нескольких государств.
Добавим сюда слабый рубль и, как следствие, внушительное удорожание иностранного оборудования и сырья. Импортозамещение идёт полным ходом, и упускать этот момент никак нельзя. Сельхозпроизводство и переработка получили хороший толчок к развитию: конкуренция существенно снизилась, государственная поддержка напротив возросла. В создавшихся условиях инвестировать в пищевую промышленность – выгодно и перспективно.
Компании Apple нужно постоянно участвовать в гонке инноваций, и совсем не факт, что в один момент она её не проиграет и не уйдёт со сцены. Однажды будет изобретён более точный поисковик, чем Google. Или служба такси, которая будет приезжать на 5 минут раньше Uber с вежливыми водителями по той же цене – и компании, которые вчера стоили десятки и сотни миллиардов, окажутся никому не нужны.
В продуктовой сфере это работает иначе. Ты можешь придумать рецепт, и дальше то, что нужно тебе, – это держать качество. Люди по большей своей части консерваторы: мы покупаем определённый набор продуктов и редко пробуем что-то новое. Ёмкость рынка огромная и естественным образом растёт с увеличением населения земли.
Фармацевтика
Аналогично, что бы ни происходило в стране, люди продолжают болеть и всегда готовы отдавать за собственное здоровье и здоровье близких практически любые деньги.
Если в продуктах питания нормальной маржинальностью по чистой прибыли от оборота считается 5-15%, то в фармотрасли эта цифра доходит до 35%. То есть при обороте в один миллиард рублей компания может запросто получить 350 миллионов прибыль!
Ниш с такой математикой совсем не много. Кроме того, большая группа безрецептурных препаратов и биологически активных добавок имеет длительный срок годности (2-3 года) и простую логистику, что позволяет даже при контрактном производстве (на чужом оборудовании) торговать своей продукцией по всему миру. Это даёт безграничный потенциал роста. Поэтому инвестиции в фармпроизводство и продажу лекарственных препаратов также является перспективным направлением.
Современные технологии
Digitalization (дигитализация или диджитализация). Компании-киборги.
Из блога Dodo Pizza: «Нас ждёт нашествие компаний-киборгов. Это компании, объединяющие в себе ИТ- и традиционный бизнес. Это компании, изобретающие традиционный «старый» бизнес заново с помощью новых ИТ-технологий, основанных на web, облаках и SaaS-модели. Облака развязывают руки для изобретателей: можно создавать системы, объединяющие компьютеры, устройства, приложения и даже вещи с интернетом. Это даёт огромные возможности».
Кто может стать компанией-киборгом? ИТ-компании, которые сфокусированы на создании обычных традиционных товаров и услуг? И традиционные компании, которые стали ИТ-компаниями? Киборги создают продукты и бизнесы, где ИТ из инструмента превращается в ядро, основу всего бизнеса, при этом этот бизнес сам по себе не является ИТ. Именно эти компании изобретают новое, используют уже существующие технологии. Они имеют ИТ-видение, при этом занимаются обычным бизнесом. Они не продают ИТ, они продают услуги такси, банка, пиццу. Эти технологии скоро придут и в FMCG (сфера продуктов повседневного спроса).
Традиционным ИТ-компаниям, сфокусированным на разработке решений для всех, некоего инструмента для целой отрасли, сложно создавать инновации, так как они работают для компаний, мыслящих по-старому. Они создают решения под старые бизнес-процессы, хотя новые технологии уже позволяют сами процессы организовать по-другому. Они вынуждены предлагать среднее, посредственное решение, чтобы удовлетворить консерваторов. Они не могут создать что-то революционное, так как для этого надо менять сам бизнес, а существующие игроки не готовы на это. Компании-киборги создают решение для себя, при этом они обладают ИТ-компетенцией и готовы изобретать. Именно киборги будут делать прорывы.
Если хочется чего-то более современного и с замахом на будущее, то стоит обратить внимание на современные технологии. Особенно на автоматизацию процессов и искусственный интеллект в традиционных отраслях, таких как общепит, пищевые производства, логистика и другие.
С точки зрения бизнеса, искусственный интеллект имеет огромные перспективы. Без сомнения, уже в самое ближайшее время всё большее количество компаний будут использовать искусственный интеллект для взаимодействия с покупателями и клиентами. Это упрощает и ускоряет процессы, а значит, является перспективным с точки зрения финансовых вложений.
Отчасти это уже происходит: например, Coca-Cola с помощью искусственного интеллекта собрала статистику в автоматах самообслуживания. Разработка помогла отследить, какие вкусы готовых напитков чаще всего смешивают клиенты. Так на рынке появился новый вкус – Cherry Sprite.
Известно о попытках отечественных логистических компаний использовать блокчейн для решения проблем грузоперевозок. Хорошим примером использования технологий является команда Dodo Pizza, Artskills, VIVO и другие.
Криптовалюта и ICO
Я не советую кидаться инвестировать в ICO, просто потому, что проекты, которые туда выходят, обещают прибыль 100% годовых. Нужно понимать, что многие из них – банальные пирамиды, которые рассыпаются, как только дело дойдёт до выполнения взятых на себя финансовых обязательств. Первые вышедшие инвесторы заберут свои деньги с прибылью за счёт тех, кто не успеет.
Думаю, что после Нового года ажиотаж спадёт и инвесторы охладеют к этому модному, но ненадёжному инструменту. Если очень хочется вложиться в криптовалюты, постарайтесь сохранять трезвый ум – оценивайте проект с тех же позиций, как если бы речь шла о традиционном инвестировании. А именно: кто основатель, какой у него прошлый опыт и какие достижения, какая у него команда, какие эксперты его поддерживают, насколько прочна бизнес-модель, прозрачны процессы внутри компании, достаточен ли денежный поток и прибыльность, чтобы выплатить инвесторам заявляемые проценты и так далее.