Процесс оформления медицинской книжки всегда вызывал много вопросов и не теряет своей актуальности и сегодня. Связано это еще и с тем, что медкнижки обязательны для широкого круга лиц, поступающих на работы, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Наш эксперт подробно рассматривает этот вопрос в своей статье.
Личная медицинская книжка (далее – ЛМК) – медицинский документ (небольшая книжка с листами), подтверждающий отсутствие у человека противопоказаний по здоровью для работы по профессии, для которой он эту медкнижку оформляет.
Кому оформить?
Как уже было отмечено выше, медицинскую книжку нужно оформить тем, кто непосредственно общается с людьми в сфере торговли и обслуживания, работает с продуктами питания. Медкнижка выдается по результатам медосмотра.
Перечень работ, выполнять которые при отсутствии медицинской книжки запрещено, был утвержден еще в 2000 году Письмом Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий».
Не знаете, как лучше разрешить ситуацию? Аналитические материалы помогут разобраться.
Следует также отметить, что, поскольку нормативные документы не содержат указания на конкретные должности, медицинские книжки должны иметь все работники организаций, занимающихся указанными видами деятельности.
Ответственность за нарушения при получении медкнижки установлена ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) и касается случаев отсутствия медицинской книжки, ее подделки и отсутствия обязательных записей. На граждан может быть наложен штраф в размере до 500 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Что взять с собой?
- Необходимые документы – обычно это паспорт и СНИЛС (зеленая карточка или бумажное уведомление с 2020 года).
- Фотография – по образцу как на получение паспорта 3×4, допускается черно-белая.
- Чистый бланк медкнижки – приобрести его в свободном доступе в ближайшем киоске не получится, поскольку это бланк строгой отчетности; следует обратиться в государственную организацию — Центр гигиены и эпидемиологии, учреждение, уполномоченное Роспотребнадзором. Однако, если получать медицинскую книжку в платном центре, зачастую бланк медкнижки можно купить прямо в месте оформления. Стоимость бланка составляет 150‒300 рублей.
- Дополнительно может понадобиться заявление работодателя и работника на прохождение медосмотра.
Пошаговые инструкции, образцы документов и ссылки на правовые акты: получите доступ к «Готовым решениям».
Где оформить?
Оформить медицинскую книжку можно в государственном учреждении – региональном Центре гигиены и эпидемиологии (обычная поликлиника для этого не подходит, там можно только сдать необходимые анализы) или частной клинике при наличии у нее лицензии.
Как оформить?
Перечень врачей и анализов, сдача которых необходима для получения медицинской книжки, регулируется Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (введен в действие вместо утратившего силу Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).
- Перечень врачей и анализов зависит от профессии, для которой оформляется медкнижка. Чаще всего это терапевт, отоларинголог, дерматовенеролог, стоматолог и гинеколог (для женщин). Список специалистов также может быть дополнен: окулистом, невропатологом, кардиологом, инфекционистом, наркологом, психиатром и другими врачами.
- В перечень анализов входят: анализ крови на холестерин и глюкозу, общий анализ крови, общий анализ мочи, антропометрия (измерение роста, веса), измерение давления, флюорография.
- Гигиеническая аттестация – проверка знаний о санитарных нормах в процессе работы (санминимум). Необходимая для изучения информация обычно публикуется на сайтах учреждения, осуществляющего оформление медицинских книжек, или дается в виде очных лекций, затем в медкнижке ставится печать об аттестации.
Сроки получения и стоимость
При получении медицинской книжки в государственной организации срок ее оформления может варьироваться от 7 до 14 дней. В платной клинике – от трех рабочих дней. Столько дней требуется для получения результатов анализов.
По закону стоимость прохождения медосмотра для получения медицинской книжки должен возместить работодатель.
Следует также отметить, что работодатель не освобождается от возмещения расходов работнику, прошедшему медосмотр и до трудоустройства.
{Постановление Верховного Суда РФ от 07.04.2021 № 16-АД21-3 {КонсультантПлюс}}
На практике получение медицинской книжки обычно оплачивается работником самостоятельно. Стоимость варьируется в зависимости от врачей и перечня анализов, сдача которых необходима для конкретного вида работ. Средняя стоимость – 3000 рублей.
С 1 сентября 2023 года и в течение последующих шести лет будет действовать новая форма медкнижки, утвержденная Приказом Минздрава России № 90н. По общему правилу медкнижка будет формироваться в электронном виде в подсистеме ЭЛМК. При обращении работника с соответствующим заявлением медицинская книжка может быть предоставлена в виде документа на бумажном носителе, подтверждающего ее содержание.
Как оформить журнал учета личных медицинских книжек?
Единая форма журнала учета личных медицинских книжек не установлена и может быть разработана работодателем самостоятельно. Титульный лист журнала должен содержать сведения о работодателе (его наименование), а также дату начала и окончания ведения журнала.
Узнавайте о последних изменениях в законодательстве.
Автор: старший юрист-консультант «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Екатерина Верушкина