Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Как изменится работа бухгалтеров-бюджетников в 2023 году

28.12.221K

Изменения, которые вступят в силу с 2023 года, затрагивают как порядок ведения бухгалтерского бюджетного учета, так и механизм уплаты налогов. Помимо этого, обязательными для всех стали формы электронных первичных документов и электронных регистров бухучета. Подробнее об этих и других изменениях в работе бухгалтеров-бюджетников читайте в статье.

Изменения, которые вступят в силу с 2023 года, затрагивают как порядок ведения бухгалтерского бюджетного учета, так и механизм уплаты налогов. Помимо этого, обязательными для всех стали формы электронных первичных документов и электронных регистров бухучета. Подробнее об этих и других изменениях в работе бухгалтеров-бюджетников читайте в статье.

Новый порядок формирования КБК

Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.

В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.

Внимание

Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.

Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.

Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).

Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.

Не запутаться в кодах помогут две сопоставительные таблицы:

  • таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ, начиная с бюджетов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;
  • сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

Измененный порядок применения КОСГУ

Порядок применения КОСГУ из Приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) также претерпел изменения. Поправки внесли Приказом Минфина России от 08.09.2022 № 137н. Вот некоторые из них.

С 2023 года расходы арендатора по возмещению арендодателю (собственнику имущества) стоимости услуг связи, коммунальных услуг относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом...» КОСГУ. В прежней редакции Порядка № 209н такие расходы отражались по подстатьям 221, 223, в описании подстатьи 224 говорилось только о возмещении расходов на уплату налога на имущество и земельного налога.

Плата оператору за участие в открытых и закрытых электронных закупках, а также за проведение этих процедур отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

На статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» относят также расходы по оплате договоров на модернизацию нематериальных активов (п. 11.2 Порядка № 209н).

Расширено назначение подстатьи 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» в части выплат гражданам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, заключившим договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (п. 10.9.6 Порядка № 209н). Стипендии заменили на более широкое понятии «материальное стимулирование».

Доходы от выбытия биологических активов и операции по списанию таких объектов с 2023 года отражают по подстатье 460 «Уменьшение стоимости биологических активов». Подстатья 461 «Выбытие биологических активов» исключена (п. 12.6 Порядка № 209н).

Есть и другие небольшие отличия от ранее действовавших правил.

Новые федеральные стандарты бухучета

С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.

Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.

Новации в части формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности

Минфин России разработал приказы, которыми вносятся поправки в положения инструкций № 33н и № 191н. Эти изменения следует учитывать при составлении отчетности уже за 2022 год, а часть нововведений касается квартальной и годовой отчетности 2023 года.

Внимание

Казенные учреждения и госорганы в составе годовой отчетности должны представить 26 форм, а бюджетные и автономные – 22 формы.

В отчетности для бюджетных и автономных учреждений за 2022 год особенности установили лишь для следующих форм:

  • пояснительная записка (ф. 0503760), текстовая часть;
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723).

Изменения в Инструкцию № 33н вносят Приказом Минфина России от 01.12.2022 № 183н.

В отношении форм годовой бюджетной отчетности для казенных учреждений и госорганов Минфином России также подготовлен Приказ от 09.12.2022 № 186н о внесении изменений в Инструкцию № 191н, которые действуют при формировании отчетности за 2022 год.

Готовое решение: Какие формы входят в состав бухгалтерской (бюджетной) отчетности учреждения

Изменения бухгалтерского бюджетного учета при уплате налогов единым налоговым платежом

С 2023 года расчеты с казной по уплате большей части налогов, сборов, страховых взносов необходимо уплачивать единым налоговым платежом, ЕНП, кроме исключений. Это касается учреждений всех типов независимо системы налогообложения (Закон № 263-ФЗ).

Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

ЕНП – это денежные средства, которые налогоплательщик уплатил в бюджет на единый налоговый счет для исполнения совокупной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов. Сумма ЕНП будет поступать на единый налоговый счет, открытый каждому налогоплательщику, и зачитываться налоговой инспекцией в счет исполнения совокупной обязанности (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

Уплату налогов и страховых взносов также продолжайте по соответствующим кодам бюджетной классификации, как и раньше, разными платежными документами. Порядок применения КВР и кодов КОСГУ в части отражения расходов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ в 2023 году аналогичен используемому в 2022 году. Однако все платежи, которые входят в ЕНП, будут уходить на единый КБК (Письмо Минфина России от 19.08.2022 № 02-05-10/81409).

В бухгалтерском бюджетном учете также распределяйте сумму платежа по КВР и КОСГУ, которые соответствуют конкретному налогу и взносу.

ЕНП подлежит зачислению на КБК 182 01 06 12 01 01 0000 510 «Увеличение финансовых активов за счет операций по единому налоговому платежу организации, индивидуального предпринимателя» (Письмо ФНС России от 02.08.2022 № КЧ-4-8/9976@).

Для ведения расчетов с бюджетом в части уплаты ЕНП в едином плане счетов будет введен новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета ‒ 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).

Разобраться в новом порядке уплаты налогов и сборов в связи с внедрением единого налогового платежа и не допустить ошибок помогут материалы:

Готовое решение: Как организации платят налоги и страховые взносы с 1 января 2023 г.

Готовое решение: Общие правила уплаты налогов с 1 января 2023 г.

Переход на ЭДО в бухгалтерском учете

С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).

Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.

В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.

С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.

Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.

Внимание

Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.

Подробнее о формах электронных первичных документов:

Путеводитель. Электронные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета учреждений

Единый тариф страховых взносов

С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС объединили в единый фонд ‒ Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ‒ Социальный фонд России). Такая реформа повлияет на порядок исчисления и уплаты страховых взносов, состав отчетности и порядок ее сдачи, а также условия назначения пособий. Источник изменений: Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ.

В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе ЕНП отдельные тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС и ВНиМ отменяются и с 2023 года будет действовать единый тариф страховых взносов (далее ‒ ЕСТ). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не входят в ЕСТ. Начислять и уплачивать эти взносы по-прежнему надо отдельно в соответствии Федеральным законом № 125-ФЗ.

Страховые взносы следует начислять единой суммой. Для этих целей Минфин России ввел новый счет бухгалтерского (бюджетного) учета, который предназначен для ведения расчетов с бюджетом в части обязательств по уплате ЕСТ ‒ счет 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу». Порядок начислений останется прежним, изменится лишь номер счета (Проект приказа Минфина России от 03.11.2022).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний продолжайте отражать по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Подробнее:

Готовое решение: Как с 1 января 2023 г. начислять и уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с заработной платы и иных выплат физлицам

Готовое решение: Как учреждению отразить операции на счете 303 06 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»

Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Знает все о бюджетном учете и учете коммерческих организаций. Помогает компаниям разобраться в вопросах бюджетного и налогового законодательства. Составляет учетные политики для предприятий и госучреждений

  • 39.2K просмотров
  • 3 подписчика
  • 5 материалов