Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Изменения НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2018 года

18.01.1860

В конце осени 2017 года Государственной Думой Российской Федерации были приняты многочисленные и местами существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. В данной статье рассмотрим те новшества, которые вступили в силу с 1 января 2018 года и касаются бизнеса.

В конце осени 2017 года Государственной Думой Российской Федерации были приняты многочисленные и местами существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. В данной статье рассмотрим те новшества, которые вступили в силу с 1 января 2018 года и касаются бизнеса.

НДС

Субъект национальной платёжной системы, осуществляющий перевод денежных средств за услуги в электронной форме, посредником не является

С 1 января 2018 года при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме организации, являющиеся субъектами национальной платёжной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе «О национальной платёжной системе», посредниками не являются и, следовательно, не признаются налоговыми агентами[1].

Операции по реализации лома и отходов чёрных и цветных металлов стали облагаемыми, но налог за продавца заплатит покупатель

В пункте 2 статьи 149 НК РФ упразднён подпункт 25: из перечня необлагаемых операций изъята реализация лома и отходов чёрных и цветных металлов. Одновременно статья 161 НК РФ дополнена пунктом 8, который возлагает обязанность по удержанию и уплате налога с этих операций (а также с продажи сырых шкур животных и вторичного алюминия и его сплавов) не на продавца, а на покупателя ‒ налогового агента.

По новым правилам продавец при реализации металлолома НДС не исчисляет. Налоговая база определяется налоговым агентом, которым является организация ‒ покупатель металлолома, исходя из стоимости реализуемого лома, установленной договором (с учётом налога). Налоговый агент обязан исчислить расчётным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС[2].

Продавец металлолома составляет счёт-фактуру без учёта суммы НДС. В этом счёте-фактуре делается надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом»[3].

Если продавец металлолома освобождён от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, или является лицом, не являющимся налогоплательщиком, то в договоре, первичном учётном документе, он должен сделать соответствующую запись или проставить отметку «Без налога (НДС)».

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком ‒ продавцом металлолома в договоре, первичном учётном документе, отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика ‒ продавца товаров.

Раздельный учёт при использовании правила 5% вести обязательно

В п. 4 ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены уточнения:

  • выполнение правила 5% позволяет, как и раньше, принимать «входной» НДС к вычету в полном объёме. Однако возможности не вести при этом раздельный учёт больше нет. С 01.01.2018 г. раздельный учёт «входного» НДС независимо от доли расходов на товары (работы, услуги, имущественные права), которые используются в необлагаемых операциях, в общей сумме расходов обязателен;
  • закреплено, что правило 5% не работает, когда товар используется только в не облагаемых НДС операциях. Суммы «входного» налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями п. 2 ст. 170 НК РФ подлежат учёту в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Такой позиции и раньше придерживались Минфин, ФНС и ВС РФ[4].

Область применения нулевой ставки расширена

Внесены изменения в статью 164 НК РФ. В частности, нулевая ставка теперь распространена в том числе на процедуры реэкспорта некоторых товаров.

Исчислять налог по ставке 0% нужно по товарам в следующих случаях:

  • реэкспорт заявляется после процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада;
  • вывозятся продукты переработки, отходы или остатки, полученные при переработке товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории;
  • вывозятся товары, изготовленные из товаров, помещённых под процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада[5].

Нулевую ставку нужно подтвердить пакетом документов[6], а именно:

  • контрактом (копией контракта);
  • таможенными декларациями (их копиями), свидетельствующими о помещении товаров, ранее ввезённых в Российскую Федерацию, под указанные таможенные процедуры;
  • копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Кроме того, нулевая ставка при предоставлении железнодорожного транспорта и контейнеров, а также сопутствующих услуг ТЭО теперь может применяться любыми лицами, а не только теми, кто владеет подвижным составом на праве собственности или аренды[7].

Экспортёр вправе отказаться от применения нулевой ставки

Согласно п. 7 ст. 164 НК РФ налогоплательщики теперь вправе отказаться от применения нулевой ставки при экспорте при условии представления в налоговый орган соответствующего заявления и применять в зависимости от вида реализуемых товаров (работ, услуг) ставку 18% или 10%. Этим правом могут воспользоваться те экспортёры, которым сложно собрать пакет документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0% либо у которых возникают споры с ИФНС относительно того, какая ставка должна применяться к совершаемым операциям – 0% или 18%.

Заявление налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту своего учёта не позднее 1-го числа квартала, с которого он намерен не применять налоговую ставку 0%. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

Налог на прибыль организаций

Резервы по сомнительным долгам формируем по методу ФИФО

При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признаётся соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. Абзац первый пункта 1 статьи 266 НК РФ дополнен предложением следующего содержания: «При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения»[8]. Данным правилом необходимо руководствоваться налогоплательщику при формировании резерва по сомнительным долгам в 2018 году.

Вместо амортизации ОС предложен инвестиционный налоговый вычет

Наиболее важной поправкой является введение альтернативного амортизации способа списания стоимости основных средств ‒ инвестиционного налогового вычета. Соответствующие изменения внесены в целый ряд статей главы 25 НК РФ, а самому вычету посвящена новая статья 286.1, которая устанавливает рамочные положения для механизма вычета. Детали определяют субъекты РФ. Они принимают решение о принципиальном введении механизма вычета в регионе, расчёте его размера, категориях налогоплательщиков, которым предоставляется право на вычет, и категориях объектов, по которым такой вычет возможен. Действие данных норм предполагается до 2027 года включительно.

Инвестиционный вычет заменяет амортизацию. Он может коснуться лишь основных средств, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно (т. е. со сроком полезного использования более трёх лет, но до 20 включительно). Регион будет вправе ограничить состав таких объектов. Если организация решит применять вычет, то он распространится на все её основные средства, по которым он возможен.

Сумма вычета влияет не на расчёт налоговой базы, а уменьшает уже непосредственно исчисленную сумму налога.

За счёт суммы налога (авансового платежа), которые зачисляются в бюджеты субъектов, в текущем периоде можно будет списывать не более 90% затрат, которые формируют и изменяют первоначальную стоимость основных средств (кроме расходов на ликвидацию). При этом есть нюансы:

за текущий период размер вычета не может быть больше предельной величины инвестиционного вычета, а остаток переносится на будущее.

Предельная величина инвестиционного вычета будет определяться так:

а) рассчитывается сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет субъекта за налоговый (отчётный) период (без учёта вычета);

б) определяется сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет субъекта за налоговый (отчётный) период (без учёта вычета) при условии применения ставки налога 5%. Величину этой ставки регион вправе будет изменить;

в) из первой полученной величины вычитается вторая. Это и есть предельная величина вычета.

Применение вычета имеет свои особенности:

1) вычет коснётся лишь суммы налога (авансового платежа), которые зачисляются в бюджеты субъектов по месту нахождения организации и местам нахождения её подразделений;

2) оставшиеся 10% затрат, которые формируют и изменяют первоначальную стоимость основных средств (не считая затрат на ликвидацию), допустимо будет списать за счёт федеральной части налога на прибыль. Она может снижаться до нуля;

3) вычет применяется в периоде, когда объект вводится в эксплуатацию или меняется его первоначальная стоимость (например, в результате модернизации);

4) применение вычета может привести к тому, что заключаемые сделки будут признаваться контролируемыми;

5) если объект впоследствии будет реализован, то полученный доход нельзя будет уменьшить на остаточную стоимость;

6) при реализации объекта до истечения срока полезного использования необходимо восстановить суммы налога, не уплаченные из-за вычета, а также заплатить пени. После этого доход от реализации можно будет уменьшить на первоначальную стоимость;

7) при проверке декларации, в которой будет заявлен инвестиционный вычет, налоговый орган вправе требовать пояснений о применении инвестиционного налогового вычета. Срок для ответа на такой запрос ‒ 5 рабочих дней;

8) решение о применении (или отказе от применения) вычета нужно будет указать в учётной политике для целей налогообложения.

Применять вычет, так же как и отказаться от него, налогоплательщики вправе лишь с начала налогового периода. Менять решение можно будет раз в три года, однако регион сможет установить иной срок.

П. 8 ст. 286.1 установлено, что вычет может быть применён только в тех субъектах федерации, которые предоставили право на применение такого вычета в период действия соответствующего закона. Учитывая, что вычет можно использовать только с начала очередного налогового периода, то если до конца 2017 года не был принят региональный закон, то в 2018 году налогоплательщик применить данный вычет в этом субъекте РФ не сможет.

Перечень необлагаемых доходов изменён

Поправки, внесённые в статью 251 НК РФ Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ, привели к тому, что некоторые виды доходов с 1 января 2018 года выведены из под налогообложения, а другие, наоборот, стали облагаться.

Так, вклады в имущество хозяйственного общества или товарищества теперь не учитываются в составе доходов независимо от целей внесения этих вкладов[9]. Условие об освобождении от налогообложения только вкладов в имущество, внесённых в целях увеличения чистых активов, изъято из пп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.

Также не учитываются в составе налогооблагаемых доходов:

  • дивиденды, не востребованные участниками хозяйственного общества или товарищества;
  • суммы распределённой прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленные в составе их нераспределённой прибыли.

В то же время в состав налогооблагаемых доходов включены:

  • суммы полученной концедентом денежной платы по концессионному соглашению[10]. Напомним, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать или реконструировать определённое этим соглашением имущество. Право собственности на это имущество принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). В период использования (эксплуатации) концессионного имущества концессионер вносит плату концеденту[11]. Эти доходы концеденты теперь будут признавать в порядке, установленном для учёта субсидий[12];
  • плата, полученная за предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими небанковскими организациями[13].

О применении повышающих коэффициентов к норме амортизации

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 2 в отношении амортизируемых ОС, относящихся:

  • к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ;
  • к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

С 01.01.2018 г. эта норма применяется к указанным объектам, за исключением зданий.

Расширен перечень ОС, к основной норме амортизации которых может применяться повышающий коэффициент 3. Пункт 2 дополнен подпунктом 4, согласно которому коэффициент 3 применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ. Положения этой нормы применяются до 01.01.2023 г. в отношении объектов основных средств, введённых в эксплуатацию после 01.01.2018 г.

Расширен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией

Пункт 1 статьи 264 НК РФ дополнен подпунктом 48.9 следующего содержания: средства, перечисленные в бюджет субъекта Российской Федерации на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключённых в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.

Налог на имущество

Федеральная льгота для движимых объектов ОС отменена

В НК РФ введена новая статья 381.1 «Порядок применения налоговых льгот»[14]. Согласно данной статье платить ли налог по движимому имуществу, принятому на учёт с 1 января 2013 года в качестве основных средств, с 2018 года теперь решают регионы. Льготы на федеральном уровне больше нет[15].

Региональные власти вправе сами установить пониженную ставку по движимому имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трёх лет, а также по имуществу, отнесённому к инновационному высокоэффективному оборудованию вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (что к этой категории относится, решают сами регионы)[16].

Применение льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (по Перечню, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600) или высокий класс энергетической эффективности, также отнесено к полномочиям субъектов РФ[17].

Поэтому если в 2017 году субъект РФ не принял закон, которым бы ввёл льготу в отношении движимого имущества, то с 2018 года данная льгота действовать не будет[18]. Однако размер ставки в 2018 году по упомянутому имуществу не может быть выше 1,1%.

В Московской области в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учёт в качестве основных средств, на 2018-2020 годы установлена нулевая ставка налога[19].

Появилась дополнительная особенность по расчёту налога по жилым домам и недвижимости иностранных организаций

Налог на имущество теперь определяется в особом порядке в отношении следующей недвижимости:

  • жилых домов и жилых помещений, не отражённых в бухгалтерском учёте в составе основных средств[20];
  • недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости, не относящейся к деятельности этих организаций в РФ через постоянные представительства[21].

С 01.01.2018 г., если в течение календарного года была определена кадастровая стоимость таких объектов, то в течение этого года рассчитывать налог на имущество и авансовые платежи по нему нужно будет по кадастровой стоимости, определённой на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этих объектов[22].

Земельный налог

При изменении кадастровой стоимости земельного участка необходимо применять коэффициент владения

Изменение кадастровой стоимости участка вследствие:

  • изменения вида его разрешённого использования;
  • перевода участка из одной категории земель в другую
  • и (или) изменения площади земельного участка.

организациям и предпринимателям придётся учитывать при определении налоговой базы по земельному налогу со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка[23].

Рассчитывать в отношении такого участка земельный налог и авансовые платежи по нему нужно будет с учётом коэффициента владения. Он рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности организации, к количеству месяцев в налоговом (отчётном) периоде[24].

Транспортный налог

По некоторым дорогим автомобилям снижен коэффициент для расчёта транспортного налога

Для легковых автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей включительно и не старше трёх лет теперь нужно применять коэффициент 1,1. Соответствующие изменения внесены в абзац 4 пункта 2 статьи 362 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

В 2017 году в этой ценовой категории было три коэффициента, которые зависели от возраста машины:

  • если с года выпуска автомобиля прошло от двух до трёх лет ‒ коэффициент 1,1;
  • от одного года до двух лет ‒ 1,3;
  • менее года ‒ 1,5.

С 01.01.2018 г. абзацы 5 и 6 пункта 2 статьи 362, устанавливающие последние два коэффициента, отменены.

Поправки улучшили положение налогоплательщиков. Применять их следует при расчёте налога за 2018 год.

Торговый сбор

Коэффициент-дефлятор по торговому сбору для деятельности по организации розничных рынков увеличен

Плательщики торгового сбора используют коэффициент-дефлятор в целях корректировки ставки сбора, определяемой для деятельности по организации розничных рынков[25].

Базовое значение такой ставки ‒ 550 рублей на один квадратный метр площади розничного рынка. Коэффициент-дефлятор для исчисления торгового сбора в 2017 году утверждён в размере 1,285 вместо прошлогоднего коэффициента 1,237[26].

Следовательно, в 2018 году ставка торгового сбора в отношении деятельности по организации розничных рынков будет равна 706,75 рубля за один квадратный метр площади розничного рынка.

Страховые взносы

Увеличена предельная база по «больничным» и пенсионным взносам

Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составит 815 000 рублей, а по взносам на обязательное пенсионное страхование ‒ 1 021 000 рублей[27]. На 2017 год лимиты были установлены в размере 755 000 рублей и 876 000 рублей соответственно.

Напомним, что взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот пенсионные взносы после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу ‒ не 22%, а 10%. Для медицинских взносов предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.

Как видим, глобальных изменений в системе налогообложения не произошло, но, чтобы избежать налоговых рисков, новые поправки в НК РФ необходимо изучить и учитывать в налоговом учёте организации.

[1] абз. 3 п. 10 ст. 174.2 НК РФ; Информация ФНС России «Об изменении порядка исчисления и уплаты НДС»

[2] п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ

[3] п. 5 ст. 168 НК РФ

[4] Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-07-11/65098; п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015

[5] пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ

[6] пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ

[7] абз. 1 пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ

[8] п. 40 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ

[9] пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ

[10] пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ

[11] ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

[12] п. 4.1 ст. 271 НК РФ

[13] пп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ

[14] Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ, Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ

[15] п. 1. ст. 381.1 НК РФ

[16] п. 2 ст. 381.1 НК РФ

[17] п. 21 ст. 381 НК РФ, п. 1 ст. 381.1 НК РФ

[18] ст. 381.1 НК РФ

[19] п. 1 Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ (ред. от 03.10.2017 г.) «О налоге на имущество организаций в Московской области»

[20] пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ

[21] пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ

[22] пп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ

[23] п. 1 ст. 391 НК РФ

[24] п. п. 7, 7.1 ст. 396 НК РФ

[25] п. 4 ст. 415 НК РФ

[26] Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579

[27] Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить