Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Плата за грязь: важные разъяснения Минприроды

04.06.20570

Минприроды РФ выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации. Кто должен платить за грязь, а кто нет, и какие изменения были внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассказала эксперт-юрист «Что делать Консалт» Оксана Шафигулина.

Минприроды РФ выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации. Кто должен платить за грязь, а кто нет, и какие изменения были внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассказала эксперт-юрист «Что делать Консалт» Оксана Шафигулина.

Минприроды РФ в конце 2019 года выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации (Письмо Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ).

За грязь надо платить

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

К таким субъектам относят организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).

Виды объектов

Утверждено четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

- объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду;

- объекты II категории — умеренное негативное воздействие;

- объекты III категории — незначительное негативное воздействие;

- объекты IV категории — минимальное негативное воздействие.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утверждён полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

К перечню таких видов деятельности, к примеру, относят производство нефтепродуктов, производство стекла и керамических изделий, обработку, утилизацию и захоронение отходов и другие.

Только одно образование и накопление отходов не является критерием отнесения объекта к объекту какой-либо из четырёх категорий негативного воздействия на окружающую среду.

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учёт Росприроднадзором на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подаётся в уполномоченные органы не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

После чего объекту НВОС будет присвоена категория вредности (от I до IV) исходя из установленных критериев.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимитом на размещение отходов признаётся предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Они разрабатываются не всеми юридическими лицами, а только осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Для объектов НВОС, осуществляющих деятельность на объектах I категории, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 № АА-10-02-36/29629).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах II категории, один раз в семь лет должны представить декларацию о воздействии на окружающую среду по форме, утверждённой Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, п. 1, 6, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Одновременно с подачей такой декларации требуется предоставить расчёт нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Объекты НВОС, осуществляющие деятельность на объектах III категории, с 01.01.2020 наделены обязанностью представления отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчёта ПЭК (а не в уведомительном порядке, как это было предусмотрено до 01.01.2020) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

А вот ведение деятельности на объектах IV категории не требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сдачи отчётности (п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Кроме того, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлена.

Должны вносить плату малые предприятия?

Малые предприятия, как и иные юридические лица, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, являются плательщиками за НВОС. Какие-либо государственные преференции малым предприятиям в указанной сфере не устанавливаются.

При этом лица, субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от внесения авансовых платежей при оплате за НВОС (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Необходимость сдачи малым предприятием различного вида отчётности в Росприроднадзор поставлена в зависимость только от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.

Кто не должен платить?

Как разъяснил Росприроднадзор, при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) офисные помещения, организации, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению, относятся к IV категории объектов HBOC (от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). То есть это объекты, которые производят не более 10 тонн отходов в год, не имеют радиоактивных выбросов, не загрязняют подземные или поверхностные водоёмы.

Письмом Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ была поставлена точка в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду для таких категорий объектов.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие офисные помещения, при наличии свидетельства о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

А вот в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определённым законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370 ).

Какие поправки внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с изменением законодательства в сфере?

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», на день написания статьи, не приведены в соответствие с изменениями в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

При этом Минприроды России уже обновило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Минприроды России от 30.12.2019 № 899 с обновлённой формой декларации о плате за грязь вступил в силу 8 марта 2020 года.

С указанной даты НВОС должны отображать в декларации раздельный учёт сумм за размещение отходов производства и твёрдых коммунальных отходов.

В форме декларации появились строки для отражения суммы платы, которая была зачтена в предыдущем отчётном периоде в счёт будущего.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в целях приведения формы декларации в соответствии с новшествами в законодательстве заменены на нормативы допустимых выбросов (НДВ) и технологические нормативы (ТН).

Кроме того, в расчётах теперь необходимо учитывать новые коэффициенты, например поправочный коэффициент (Кинд).

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»

Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ведущий эксперт-юрист компании Что делать Консалт

  • 66.3K просмотра
  • 3 подписчика
  • 14 материалов