Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

«Я либо делаю хорошо, либо не берусь» - интервью с Нонной Гришаевой

10.12.18426

Сценический образ актрисы Нонны Гришаевой неповторим: она выделяется своим оптимизмом, обаянием, неиссякаемой энергией. Несколько лет назад Нонна стала художественным руководителем областного ТЮЗа. В преддверии Года театра мы побеседовали с Нонной о её целях на позиции руководителя, а также узнали, в чём секрет её популярности и успеха.

Сценический образ актрисы Нонны Гришаевой неповторим: она выделяется своим оптимизмом, обаянием, неиссякаемой энергией. Несколько лет назад Нонна стала художественным руководителем областного ТЮЗа. В преддверии Года театра мы побеседовали с Нонной о её целях на позиции руководителя, а также узнали, в чём секрет её популярности и успеха.

2019 год объявлен в России Годом театра. Какие проблемы, на ваш взгляд, испытывает театр в наши дни?

Проблем в театре сегодня предостаточно, но основная (причём в большей степени она затрагивает детские театры) – это гаджетомания. Театр существует для зрителя, но молодое поколение погружено в свои телефоны, оно зависимо от них, и мы отчаянно сражаемся за его внимание.

Как областной ТЮЗ, художественным руководителем которого вы работаете, борется с этой проблемой?

Мы создаём яркие, красочные, интересные музыкальные постановки, чтобы внимание ребёнка было приковано к тому, что происходит на сцене, чтобы он ни в коем случае не уткнулся в свой гаджет. Например, недавно мы поставили «Ревизора» – классику из школьной программы. Мы понимали, что если сделаем стандартный спектакль с длинными гоголевскими монологами, то детскую аудиторию потеряем быстро. Именно поэтому вместе с режиссёром Александром Нестеровым и автором текстов Вениамином Борисовым придумали, что это будет музыкальный спектакль с виртуозной игрой на русских народных инструментах. Одна из артисток, исполняющая роль унтер-офицерской вдовы, у нас даже играет на пиле. Эта яркая музыкальная история понравилась зрителям, и билеты были распроданы на два месяца вперёд. Идеальный вариант – когда в спектакле как пазл сходятся все составляющие: и необычный сюжет, и декорации, и костюмы, и музыкальный материал, которые интересны ребёнку. Если за время спектакля в зале не засветился ни один экран, то это для нас очередная маленькая победа.

Все театры борются с гаджетоманией или это ваша личная задача?

Я не знаю, как в других театрах, но в нашем ТЮЗе такую задачу поставила перед собой и перед коллективом я. Вижу, что происходит с поколением, и считаю, что это катастрофа.

Какие функции выполняет областной ТЮЗ сегодня?

На мой взгляд, самая важная функция любого театра – учить. Если спектакли не преследуют какой-то цели, не объясняют, что хорошо, а что плохо, почему так делать нельзя, а почему так делать можно, то ставить их бессмысленно. Именно в театре ребёнок знакомится с понятиями морали и хорошего воспитания, поэтому детей сюда нужно приводить с раннего возраста.

Что изменилось в вас с тех пор, как вы стали руководителем?

Я стала жёстче, потому что руководить такой махиной, как театр, и быть всегда мягкой невозможно. Надо, безусловно, обладать силой характера, некоторой строгостью. На мои плечи легла огромная ответственность, и пусть я и прежде всегда была гиперответственным человеком, это чувство стало ещё масштабней, ещё сильнее развилось во мне.

Вы как-то готовились к новым для вас обязанностям руководителя?

Безусловно. Как только получила эту должность, я пришла к невероятной женщине – Терезе Дуровой, художественному руководителю Театриума на Серпуховке. Я сидела у неё в кабинете, и она подробно рассказывала, как и что нужно делать. Бесконечно благодарна ей за это. Ну и Михаил Ульянов, покойный художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова, для меня тоже всегда был ориентиром в этом смысле.

Что входит в спектр обязанностей художественного руководителя театра?

Я занимаюсь репертуаром: решаю, какой спектакль будет ставиться, кто его поставит, какие артисты в нём будут заняты. В труппе у меня 40 человек. Остальными службами занимается директор.

Но все конфликтные ситуации в коллективе решаете вы?

Да, конечно, все сразу бегут ко мне, и мы вместе ищем грамотное решение.

Расскажите о вашей команде.

Вы знаете, наш театр ещё до моего прихода был большой дружной семьёй. В труппе много семейных пар. Когда я пришла, добавились ещё три семейные пары. Словом, у нас всегда царит атмосфера любви и добра. То, что бывает в других театрах, у нас неприемлемо. Когда мои звёздные друзья и просто друзья приходят в областной ТЮЗ, то всегда поражаются теплу наших взаимоотношений.

Я привыкла всю жизнь говорить правду.

Можно ли сказать, что вы с коллективом на равных?

Я очень люблю своих артистов, но художественный руководитель и коллектив не могут быть на равных. Руководить и любить возможно, для любви не обязательно быть на равных. Субординация в отношениях всё равно должна присутствовать.

Тяжело ли вам критиковать, давать негативную обратную связь артистам?

Я привыкла всю жизнь говорить правду. Особенно когда хожу к коллегам на спектакли. В этом плане я очень избирательна. Пойду на спектакль, если только человек десять сказали, что он стоящий. Я всегда открыта для новых впечатлений, и если постановка мне понравилась, то обязательно иду за кулисы и говорю артистам об этом. А изображать довольство, когда на самом деле не впечатлена, я не могу – врать не умею.

Вы афишируете областной ТЮЗ как театр для всей семьи. Чем детские спектакли могут заинтересовать взрослых?

Мы стараемся ставить такие спектакли, от которых родители получают не меньшее удовольствие, чем дети, чтобы приходя в театр с детьми, они не скучали. Например, постановка «Важная птица» по пьесе гениального молодого автора Яны Стародуб и под замечательную музыку Ивана Замотаева покорила сердца взрослой аудитории. В ней есть шутки для детей, а есть шутки для взрослых. Именно поэтому я её выбрала. Ещё один спектакль, который поставил Александр Нестеров, называется «Почему бы нет». Он был сделан к Году кино, и в нём звучат мотивы из кинофильмов, на которых мы выросли: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Три мушкетёра»… Было приятно узнать, что многие дети после спектакля просили родителей показать им советского «Буратино» и другие фильмы тех времён. Давным-давно юное поколение находится под влиянием Голливуда и иностранных супергероев, а наши отечественные любимые фильмы как-то прошли мимо них, и мы стремимся это исправить.

Вы нравитесь как взыскательному зрителю, так и массовому. Какое качество помогло вам достичь высот в карьере?

Мой перфекционизм. Я либо делаю хорошо, либо не берусь. Перфекционистом быть тяжело, но иначе я не могу. Мне надо быть лучше всех.

Вы работаете в разных направлениях: играли в труппе, снимаетесь на телевидении, вели своё шоу, стали автором книги, сейчас руководите и т. д. Какая из этих ролей вам ближе остальных?

Моя основная и любимая деятельность, без сомнения, актёрская. И она мне ближе всех. Работая худруком, я продолжаю быть актрисой.

Откуда черпаете энергию?

Стараюсь уезжать с семьёй куда-нибудь к морю. Из моря, солнца я черпаю силы для всех своих проектов. У меня сейчас тяжёлый период: я одновременно репетирую два спектакля – «Чайку» в нашем театре, где я играю Аркадину, и спектакль «Людмила Гурченко. Негасимый свет». Во-первых, большая ответственность играть Людмилу Марковну. А во-вторых, исполнять роль, танцевать и петь одновременно очень тяжело даже физически. Но ведь мы не ищем лёгких путей!

Построить успешную карьеру женщине так же важно, как и мужчине? Или в приоритете материнство?

Думаю, что для женщины важнее состояться как мать. Нам природой дана другая задача. Но при этом реально быть хорошей мамой и развить в себе личность. Только найти золотую середину, ту самую грань, бывает невероятно сложно. Многие женщины занимаются карьерой так усиленно, что многое упускают в семейной жизни, не реализуются как мамы. Так случилось и у меня. Я всё рвалась, рвалась к карьере, многое упустила с дочерью, но, когда вышла замуж во второй раз и у меня родился сын, я определила приоритеты и сказала себе: для меня на первом месте сейчас семья. И как только я это сказала, у меня тут же произошло в карьере всё, к чему я долго стремилась. На меня свалились три мощнейших проекта – «Большая разница», «Папины дочки» и «Две звезды». Тем не менее, несмотря на загрузку и перспективы, для меня нет ничего важнее семьи.

Новый год для вас особенный праздник?

Да. Всегда стараюсь не работать в новогоднюю ночь. И даже если работаю, играю в спектакле, то быстро приезжаю домой, в семью, к детям, потому что Новый год – это домашний праздник, и его встречают с родными.

Какие у вас жизненные постулаты?

Их много. Самый главный – не обижаться, потому что от обид в организме произрастает много болезней. Надо освобождаться от этого и учиться прощать. Также стараться не спорить и не доказывать, потому что это бесполезно. Если взялся за работу, то выполнять её на отлично. Ещё стараюсь следовать маминой примете – не говорить о намеченном, пока точно не знаешь, – чтоб не сглазить. Ну а потом, я верующий человек, и для меня все наши христианские православные истины – важные жизненные постулаты.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов