Что такое рабочее время
Рабочее время — это отрезок времени, в течение которого сотрудник исполняет свои должностные обязанности, указанные в трудовом договоре и внутренних документах компании. К нему также относятся определенные периоды, такие как технологические перерывы, время, затраченное на служебные командировки, а также другие ситуации, предусмотренные законодательством.
Важно различать фактически отработанное время и периоды отсутствия, которые могут быть запланированными, например отпуска, или незапланированными: опоздания, больничные и т. д.
Работодатель самостоятельно разрабатывает порядок учета рабочего времени, опираясь на нормы трудового права, и закрепляет это во внутренней политике.
Подробнее о разработке положения о табельном учете рабочего времени рассказали эксперты КонсультантПлюс в Готовом решении. Если у вас нет доступа, берите бесплатный на два дня.
В каких формах вести учет рабочего времени
На практике чаще всего используются унифицированные формы № Т-12 для ручного учета и № Т-13 для автоматизированного. Форму удобно скачать в КонсультантПлюс и заполнить под себя.
Работодатель вправе разработать собственный формат документа для учета рабочего времени. Главное, чтобы эти документы содержали все необходимые данные и соответствовали внутренним нормативным актам компании. Табель можно вести методом сплошной регистрации времени, когда фиксируются все приходы и уходы. Либо методом учета отклонений, когда регистрируют только отсутствия, переработки или опоздания.
Необязательно вести табель в бумажном виде. Если подписать электронные документы усиленной квалифицированной электронной подписью, они также будут иметь юридическую силу. Если подписи нет, придется распечатывать табель для заверения.
Как правильно заполнить табель ― читайте в КонсультантПлюс
Ссылка на пробный доступ к системе
Как заполнить табель учета рабочего времени по форме № Т-12
Как установить режим рабочего времени
Режим рабочего времени представляет собой установленный график, в рамках которого определяют, когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности, когда предусмотрены перерывы, отпуска и другие аспекты.
Этот режим включает в себя ряд ключевых параметров, среди которых:
- время начала и завершения рабочего дня;
- продолжительность и время предоставления перерывов на отдых;
- длительность рабочей недели;
- особенности работы при ненормированном графике;
- продолжительность ежедневной смены и другие условия.
Закрепите эти правила во внутренних документах компании, например в правилах трудового распорядка, если сотрудник работает в стандартном режиме рабочего времени. В случаях, когда режим труда отличается от общепринятого, такие условия укажите непосредственно в трудовом договоре.
Подробнее об установлении режима рабочего времени читайте в материалах от экспертов КонсультантПлюс:
Что нужно знать работодателю при установлении режима рабочего времени
Какие виды учета рабочего времени существуют
Законом установлены различные виды рабочего времени. Наиболее популярные из них:
- Пятидневная рабочая неделя. Это классический график работы с двумя выходными днями, самый подходящий для большинства сотрудников, занятых в стандартных условиях.
- Шестидневная рабочая неделя. Используется реже и предусматривает наличие всего одного выходного дня в неделю.
- Гибкий режим. В данном случае сотрудник имеет возможность трудиться в нестандартное время, но при этом обязан обеспечить выполнение установленной нормы рабочего времени за день, неделю или другой период.
- Сменный график. Актуален для предприятий и организаций, которые работают круглосуточно, например на производственных объектах или в сфере охраны.
- Ненормированный рабочий день. Применяется для сотрудников, которые вынуждены выполнять свои обязанности сверх установленного графика. Такой режим чаще всего характерен для руководителей и работников, занимающих ответственные должности.
Важно
В компании может быть установлен не только единый режим для всех работающих, но и отдельные графики для соответствующей категории сотрудников.
Выберите для своей организации подходящий режим учета рабочего времени. Он может быть организован по дням, по неделям или суммированно:
- Ежедневный учет применяется при стандартной пятидневной или шестидневной рабочей неделе. Это подходящий метод, если у сотрудников фиксированный рабочий график. Отмечается, сколько часов человек отработал за день, а затем эти часы суммируются за месяц для расчета зарплаты.
Еженедельный учет подходит в случае, когда важно соблюдать только общее количество часов за неделю. Часы подсчитывают в конце каждой недели. - Суммированный учет рабочего времени предусматривает возможность учета рабочих часов, который отличается от стандартной нормы. При этом переработанные часы в одном периоде часто компенсируются сокращением работы в другом.
В качестве учетного периода могут использоваться разные промежутки: месяц, квартал либо срок до одного года. Однако для сотрудников, занятых на опасных или вредных производствах, учетный период ограничивают максимум тремя месяцами.
Как оплачивать сотрудникам переработки правильно ― читайте в статье Новые правила оплаты сверхурочных с 1 сентября 2024 года: что изменилось.
Какая ответственность ждет работодателя за отсутствие учета рабочего времени
Игнорирование учета рабочего времени может обойтись работодателю дорого. За нарушения, выявленные трудовой инспекцией, предусмотрены штрафы. Административная ответственность в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей. Более того, отсутствие правильного учета может стать причиной конфликтов с сотрудниками и дополнительных проверок.
Чтобы оставаться в курсе изменений, подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем публикуем новости и материалы, которые выходят в Что делать Комьюнити.