Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В нашей стране государственный контроль за соблюдением со стороны работодателей трудового законодательства ведётся через проверки. Надзорная деятельность строго регламентирована федеральными законами и подзаконными актами
Консультация эксперта
В нашей стране государственный контроль за соблюдением со стороны работодателей трудового законодательства ведётся через проверки. Надзорная деятельность строго регламентирована федеральными законами и подзаконными актами. И функции инспекций труда – не исключение.
Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.
За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Трудовой надзор, как и любой другой, может быть как плановым, так и внеплановым. Для плановой трудовой и внеплановой проверки должно быть законное основание.
Основание для плановой трудовой проверки — включение работодателя в план на наступающий год.
Частота проводимых плановых проверок зависит от того, к какой категории риска относится конкретное предприятие.
Законодательство выделяет пять категорий риска, и каждой из них соответствует конкретная периодичность проведения плановой трудовой проверки.
В отношении работодателей, которых отнесли к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся.
И если руководство предприятия знает, к какой категории риска их отнесли, то к плановой проверке можно подготовиться.
Также понятны и критерии, согласно которым организации присваивается та или иная категория риска. Этот расчёт делается по специальным формулам. В зависимости от итогового значения определяется категория риска. Законодательство определило пять индивидуальных факторов, которые влияют на расчёт:
Есть ряд обстоятельств, которые могут снизить категорию риска. Например, если в предыдущие три года на предприятии не зафиксировано травм с летальным исходом или за последний год никто из сотрудников не получил тяжёлых повреждений и если в течение года не было выявлено фактов задержки заработной платы.
Учитывая эти факторы, изначально присвоенная категория риска может быть снижена. Решение об этом принимается не чаще раза в год.
Присвоение предприятию или организации категории риска проводится каждый год до 1 июля года текущего, и эта норма начнёт действовать с 1 января. Сведения о работодателях с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и сайтах её территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска). Если же работодатель не отнесён ни к одной из определённых на сайтах категорий риска, то считается, что это предприятие с низкой степенью риска.
Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приёме и увольнении сотрудников поможет СПС КонсультантПлюс.
Государственные инспекции труда проводят плановые проверки только выездного формата. При этом план надзорных мероприятий согласовывается с органами прокуратуры и размещается на официальном сайте Роструда. Такой документ на 2022 год размещается на сайте Роструда уже в декабре 2021 года.
Намного сложнее работодателю прогнозировать внеплановый контроль. И для того чтобы на предприятие пришли представители Государственной инспекции труда, должны быть конкретные основания. К ним относятся:
Важно отметить, что плановый контроль проводится только в виде выездной проверки. А вот внеплановый может быть и выездным, и документарным. Также специалисты ГИТ имеют право проводить инспекционные визиты или рейдовые осмотры.
Особенности инспекционного визита и рейдового осмотра заключаются в следующем.
Во-первых, их продолжительность в отношении одного работодателя не может превышать одного рабочего дня. Для сравнения, продолжительность выездной трудовой плановой или внеплановой проверки может составить до 10 рабочих дней. Исключение: выездная проверка в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого бизнеса и 15 часов для микропредприятий.
Во-вторых, действия специалистов при инспекционном визите и рейдовом осмотре ограничены конкретным перечнем. В рамках инспекционного визита ГИТ имеет право проводить осмотр и опрос сотрудников, получать письменные объяснения, требовать документы. В рамках рейдового осмотра ГИТ имеет право на эти же действия, а также на проведение экспертизы. При документарной проверке действия ГИТ ограничены получением письменных объяснений, требованием документов и экспертизой. Срок документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Перед выездной проверкой ГИТ должен уведомить работодателя: ему будет направлена копия решения о проведении мероприятия не позже, чем за 24 часа до её начала. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.
Предмет надзора ГИТ – соблюдение требований трудового законодательства. При этом ограничены сроки контрольного мероприятия в зависимости от его вида. Например, в рамках инспекционного визита или рейдового осмотра проверки, вероятно, множество требований выдвинуто не будет именно из-за того, что визит сотрудников ГИТ ограничен одним днём. А вот во время выездной плановой или внеплановой проверки специалисты государственной трудовой инспекции могут провести тщательное обследование, поскольку у них для этого будет 10 дней.
Понять, что именно будут обследовать сотрудники ГИТ и какие требования могут выдвинуть, помогут проверочные листы ГИТ. Они утверждаются Рострудом. Эти документы включают в себя требования по конкретной тематике трудового законодательства и кадрового учёта. Например, проверочный лист по оформлению приёма на работу либо по проверке содержания трудовых договоров и так далее. Они помогают нам не просто подготовиться к потенциальной проверке, но и самостоятельно выявить недочёты и устранить их.
Если проверочные мероприятия проводились с грубыми нарушениями, то надзорный орган может самостоятельно отменить итоги такой ревизии. Также их результаты можно обжаловать в вышестоящем надзорном органе или суде, в том числе по представлению прокурора.
Перечень грубых нарушений
Путеводитель по кадровым вопросам в СПС КонсультантПлюс – информационный банк с практическими решениями любого вопроса кадрового делопроизводства.
Важно знать, что трудовой проверкой ГИТ может быть охвачен весь период деятельности работодателя. Такие мероприятия не ограничены каким-либо сроком, разве что сроками хранения документов и существования компании. Однако законодательством установлен срок давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Он составляет один год и исчисляется со дня совершения правонарушения. Если нарушение является длящимся, срок давности исчисляется со дня обнаружения его надзорным органом. Но это спорная ситуация. Суды не раз приходили к выводу, что нарушения требований трудового законодательства в большинстве случаев не носят длящийся характер. Поэтому срок давности привлечения работодателя к ответственности исчисляется со дня совершения им правонарушения (Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 3-АД18-7, Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 № 84-АД17-1, Решение Московского городского суда от 24.05.2018 по делу № 7-6942/2018).
Ещё один спорный момент связан с количеством нарушений. Суды приходили к выводу, что штрафовать должны однократно за всех работников, а не по отдельности за каждого, если одинаковое нарушение допущено в отношении нескольких работников (Постановление Верховного Суда РФ от 07.03.2018 № 20-АД18-3, Постановление Верховного Суда РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-9, Решение Московского городского суда от 24.01.2018 по делу № 7-0329/2018).
Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности