Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Согласно законодательству договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
Роспотребнадзор осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологической сфере. Контроль в области защиты прав потребителей осуществляется без плановых контрольных мероприятий. Частота плановых мероприятий в области санитарно-эпидемиологического контроля зависит от присвоенной категории риска. В 2022 году проверки проводятся с учётом некоторых особенностей, о которых в своей статье рассказывает эксперт «Что делать Консалт».
Плановые проверки Роспотребнадзора являются одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ. Согласно ст. 61 указанного закона плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения таких мероприятий на очередной календарный год, который составляется контрольным (надзорным) органом и согласовывается с органами прокуратуры. Положением о конкретном виде контроля или федеральным законом о виде контроля может быть установлено, что он осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В частности, согласно п. 21 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1005, государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Энциклопедия спорных ситуаций СПС КонсультантПлюс позволит увидеть разные точки зрения по одному и тому же вопросу: что думает Минфин, налоговая, суды.
Плановые же контрольные (надзорные) мероприятия Роспотребнадзор проводит на основании Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100.
Частота плановых контрольных (надзорных) мероприятий зависит от категории риска объекта контроля: чем выше присвоенная категория риска, тем чаще мероприятия назначаются. Если категория риска низкая, то плановые мероприятия не проводятся. Периодичность проведения мероприятий определяется по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска в положении о виде контроля.
План контрольно-надзорных мероприятий на очередной год утверждается до 15 декабря предшествующего года и в течение пяти рабочих дней размещается в сети Интернет (пп. 12, 13 Правил формирования плана проведения плановых КНМ на очередной календарный год):
1) для категории чрезвычайно высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в год;
2) для категории высокого риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 2 года;
3) для категории значительного риска: выездная и документарная проверка, рейдовый осмотр, выборочный контроль — один раз в 3 года;
4) для категории среднего риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 4 года;
5) для категории умеренного риска: выездная и документарная проверка, инспекционный визит, выборочный контроль — один раз в 6 лет;
6) для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
Основанием для её проведения является невозможность:
Например, если нужно взять пробы воздуха на территории проверяемого, измерить температуру в помещении, где хранятся пищевые продукты.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
При выездной проверке оценивают соблюдение обязательных требований и выполнение решений Роспотребнадзора. Проверку проводят при взаимодействии с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами.
При выездной проверке Роспотребнадзор проверяет, например:
В «Азбуке права» СПС КонсультантПлюс представлены актуальные ответы на житейские вопросы, прописан порядок действий со ссылками на законодательство.
О проведении выездной проверки вас уведомляют не позднее чем за 24 часа до её начала путём направления копии решения о проведении проверки.
Из этого правила есть исключение: не уведомляют о внеплановой выездной проверке в рамках государственного санитарно-эпидемиологического контроля, если деятельность связана с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий и (или) оказанием услуг общественного питания. Об этом сказано в п. 4 ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ.
В решении о проведении проверки среди прочего должны быть указаны основания её проведения, перечень контрольных (надзорных) действий, срок непосредственного взаимодействия и документы, которые необходимо будет предоставить.
Проведение проверки без уведомления (если оно обязательно) является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и влечёт за собой отмену принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
По приходу проверяющие предъявляют служебные удостоверения. Это они сделают уже по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта контроля. Также они предъявят решение о проведении проверки (в виде заверенной бумажной копии или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП) и сообщат учётный номер проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Типовая форма решения о проведении выездной проверки приведена в Приложении 7 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151.
Проверку могут начать только после внесения информации о ней в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Проведение проверки, не включённой в реестр, является грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
По требованию инспектор должен подтвердить полномочия участвующих в проверке экспертов (экспертных организаций, иных лиц). Инспекторы, которые будут проводить проверку, указаны в решении о её проведении.
Если будет проводиться внеплановая выездная проверка, то по общему правилу она должна быть согласована с органами прокуратуры. В этом случае проверяющие должны предоставить сведения о согласовании проверки. Проведение проверки без санкции прокуратуры (когда она обязательна) считается грубым нарушением требований к проведению контроля (надзора) и основанием для отмены принятых по результатам проверки решений или признания недействительными результатов проверки.
Далее необходимо предоставить проверяющим возможность совершить определённые контрольные (надзорные) действия. Для этого нужно допустить их на свою территорию, в используемые здания (строения, сооружения, помещения), к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
При плановой выездной проверке обязательно применяются проверочные листы. Информация о проверочных листах, которые применяются в обязательном порядке, включается в решение о проведении выездной проверки. Инспектор заполняет такие листы, указанные в решении, в электронной форме и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31.12.2023 проверочные листы могут составляться на бумаге с учётом ч. 9.1 ст. 98 Закона № 248-ФЗ.
Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 вводятся формы проверочных листов, применяемых при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Это контроль (надзор):
Всего введено 30 форм проверочных листов.
По общему правилу присутствие руководителя или его представителя при проверке обязательно.
Индивидуальный предприниматель в предусмотренных положением о виде контроля случаях может проинформировать Роспотребнадзор о невозможности присутствовать при проверке. Тогда её перенесут на срок, необходимый для устранения послуживших этому обстоятельств.
Во время проверки проверяющие должны учитывать внутренние правила и (или) установления, режим работы объекта контроля, если они не создают непреодолимое препятствие в проведении проверки.
При проверке можно давать пояснения, получать информацию по предмету проверки, знакомиться с её результатами, сообщать Роспотребнадзору о согласии или несогласии с ними.
Также проведение выездной проверки возможно посредством дистанционного взаимодействия, в том числе по аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
По общему правилу срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
В отношении объектов контроля, отнесённых к определённым категориям риска, положением о виде контроля могут устанавливаться сокращённые сроки проверок (ч. 8 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Нарушение сроков проверки является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора). Оно может стать основанием для отмены в административном или судебном порядке решений, принятых по результатам проверки, либо для признания её результатов недействительными (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Если организация имеет филиалы (представительства, обособленные подразделения, производственные объекты), расположенные на территории разных субъектов, срок выездной проверки устанавливается по каждому из них. Этот срок может быть уточнён положением о виде контроля в пределах установленных 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Срок взаимодействия в ходе выездной проверки субъектов малого предпринимательства не может превышать (ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ):
Из этого правила есть исключения: выездная проверка СМП проводится в связи с наступлением события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по такой программе (п. 6 ч. 1 ст. 57, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Нарушение сроков проверки СМП является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (госнадзора) и может привести к отмене решения, принятого по результатам проверки (ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.
Продлить срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия можно только в случаях и пределах, установленных федеральным законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 248-ФЗ). Однако Закон № 248-ФЗ не содержит оснований и пределов его продления.
Приостановить проверку может уполномоченное должностное лицо Роспотребнадзора (его территориального органа) по мотивированному представлению инспектора. Приостановление допускается на срок проведения необходимых экспертиз или испытаний, если он превышает срок проверки. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется специальными нормативными правовыми актами. В рамках выездной проверки Роспотребнадзор вправе проводить как экспертизу, так и испытание, а в рамках документарной — экспертизу (ч. 13 ст. 65, ч. 3 ст. 72, ч. 8 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Независимо от того, выявлены ли нарушения при проведении мероприятия, проверяющие должны составить акт контрольного (надзорного) мероприятия. Если нарушений не выявлено, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 1 ст. 90 Закона № 248-ФЗ). Если нарушения выявлены, принимаются меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, в частности выдадут предписание.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
В 2022 году по общему правилу не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из этого правила есть исключения. Например, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) могут проверить объекты, отнесённые к категории чрезвычайно высокого риска (п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ).
Путеводитель по кадровым вопросам в СПС КонсультантПлюс – информационный банк с практическими решениями любого вопроса кадрового делопроизводства.
Автор: преподаватель «Что делать Консалт» Михаил Заплатников
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности