В связи с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержденного Приказом Минфина России от 30.10.2020 № 255н (применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года) (далее – Стандарт), появилась необходимость проведения сверки расчетов между всеми организациями бюджетной сферы, а также исключения взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств внутри сектора госуправления, включая бюджетные и автономные учреждения.
Для решения этой задачи с 01.01.2022 были внесены изменения в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), и в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
С 01.01.2022 Приказом Минфина России от 19.11.2021 № 187н внесены изменения в Порядок № 85н, в соответствии с которыми применяется новый подход к отражению безвозмездных неденежных поступлений и передач нефинансовых и финансовых активов (за исключением денежных средств и их эквивалентов), а также обязательств. Для отражения безвозмездных поступлений и выбытий НФА применяются новые, взаимосвязанные статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 190 «Безвозмездные неденежные поступления» с детализацией на подстатьи 191–199 и элементы видов расходов 801–809 группы 800 «Иные межбюджетные ассигнования».
Соответствие аналитических групп КДБ 191–199 и видов расходов 801–809 в зависимости от контрагента в расчетах по безвозмездным поступлениям и передачам НФА представлено в таблице 1.
Таблица 1. Соответствие аналитических групп КДБ 191–199 и
видов расходов 801–809
Аналитические группы подвида доходов 190 «Безвозмездные неденежные поступления» | Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов 800 «Иные бюджетные ассигнования» | Контрагент в поступлениях, передачах НФА |
1. Внутренние расчеты (внутри юридического лица) – расчеты между обособленными подразделениями и/или головной организацией | ||
• 191 «Неденежные поступления внутри юридического лица» |
| филиал, головное учреждение |
2. Внутриведомственные расчеты – расчеты между учреждениями в рамках одной главы/ведомства, подведомственными одному учредителю | ||
|
| казенное учреждение, учредитель |
|
| бюджетное, автономное учреждения |
3. Межведомственные расчеты – расчеты между учреждениями в рамках одного публично-правового образования, подведомственными разным учредителям одного уровня бюджета | ||
|
| казенное учреждение, иной участник бюджетного процесса (орган госвласти, орган местного самоуправления) |
|
| бюджетное, автономное учреждения |
4. Межбюджетные расчеты – расчеты между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями | ||
|
| казенное учреждение, иной участник бюджетного процесса (орган госвласти, орган местного самоуправления) |
|
| бюджетное, автономное учреждения |
5. Расчеты с организациями госсектора | ||
|
| ГУП, МУП, госкорпорации и госкомпании, публично-правовые компании |
6. Расчеты с иными контрагентами, не относящимися к сектору госуправления и организациям госсектора | ||
|
| некоммерческие организации, иные финансовые и нефинансовые организации, ИП, физические лица, нерезиденты |
Как видно из таблицы 1, в операциях безвозмездных поступлений и передач НФА выбор аналитической группы подвида доходов в составе кода доходов бюджета, вида расходов в составе кода расходов бюджета зависит от того, кто является участниками расчетов по безвозмездным поступлениям, передачам НФА.
При отражении безвозмездных поступлений, передач НФА в рамках расчетов между обособленными подразделениями, филиалами, головным учреждением с применением счета 304 04 «Внутриведомственные расчеты» по-прежнему используются КОСГУ группы 300 «Поступление нефинансовых активов» как у передающей, так и у принимающей стороны (например, п. 7, 10, 12, 13, 16, 17, 23, 26 Инструкции № 162н, п. 9, 12, 17, 22, 34, 37 Инструкции № 174н, п. 9, 12, 17, 22, 34, 37 Инструкции № 183н).
По счету 401 10 «Доходы текущего финансового года» в 2022 году используются по-прежнему КОСГУ статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», детализированной подстатьями КОСГУ 191–194 по поступлениям текущего характера (поступления МЗ), КОСГУ 195–198 по поступлениям капитального характера (поступления ОС, НМА, НПА), КОСГУ 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
С 01.01.2022 Приказом Минфина России от 24.09.2021 № 133н внесены изменения в Порядок № 209н, в соответствии с которыми статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ детализирована на перечисления текущего и капитального характера. Операции текущего характера отражаются по применяемым ранее КОСГУ 251, 252, 253, а операции капитального характера по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, отражаются по новым КОСГУ:
254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Поэтому с 2022 года по счету 401 20 «Расходы текущего финансового года» в операциях безвозмездных межбюджетных передач НФА используются КОСГУ 251–253 при передачах МЗ и новые КОСГУ 254–256 при передачах ОС, НМА, НПА.
В редакции 2 программы 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (далее – БГУ2) для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений НФА в 2022 году:
по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
по счету 304.04, начиная с релиза версии 2.0.83, доработаны операции отражения внутриведомственных поступлений и поступлений в рамках централизованного снабжения МЗ, ОС, НМА, НПА, объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать КПС вида «КДБ», «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
Пример. 15.09.2022 бюджетное учреждение безвозмездно получило основное средство (перфоратор) от органа государственной власти, не являющегося учредителем данного учреждения. Стоимость перфоратора, согласно извещению, равна 2900 руб. Учреждение будет использовать его в рамках выполнения госзадания. Убыток от обесценения не начислялся.
Полученный перфоратор бюджетное учреждение будет использовать более 12 месяцев для обеспечения и выполнения своих функций (перфоратор имеет полезный потенциал). Стоимость перфоратора определена. Таким образом, он принимается на учет как основное средство (п. 38 Инструкции № 157н, п. 7, 8 СГС «Основные средства»).
Бюджетное учреждение принимает к учету основные средства, полученные от органа госвласти, по балансовой стоимости. Одновременно принимаются к учету (при наличии) суммы начисленной амортизации и накопленного убытка от обесценения, указанные передающей стороной (п. 27, 29 Инструкции № 157н).
В 1С:БГУ 2 для отражения безвозмездного поступления объекта ОС применяется документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» с видом поступления «Поступление на счет 101, 102, 103, 111.60» (рис. 1).
Рисунок 1
На закладке «Бухгалтерская операция» следует выбрать типовую операцию «Безвозмездное получение (401.10)». В группе реквизитов «Бухгалтерский учет» в качестве счета следует выбрать счет 401.10 с КПС, содержащим аналитическую группу КДБ 194, КОСГУ 195 (рис. 2).
Рисунок 2
При проведении документа формируются бухгалтерские записи (рис. 3).
Рисунок 3
На момент подготовки статьи в инструкции по применению планов счетов № 162н, 174н, 183н не внесены изменения в части отражения безвозмездных поступлений и передач НФА с 2022 года. Бухгалтерские записи по-прежнему должны формироваться с применением счетов 304 04 «Внутриведомственные расчеты», 401 10 «Доходы текущего финансового года», 401 20 «Расходы текущего финансового года» (п. 7, 10, 12, 13, 16, 17, 23, 26 Инструкции № 162н, п. 9, 12, 17, 22, 34, 37 Инструкции № 174н, п. 9, 12, 17, 22, 34, 37 Инструкции № 183н).
По разъяснениям методологов Минфина России бухгалтерские записи по синтетическим счетам бухгалтерского учета остаются прежними.
Также в актуальных на момент написания статьи инструкциях № 162н, 174н, 183н содержится требование по счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» (040120240, 040120250, 040120270, 040120280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5–17 разрядах номера счета отражать нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества (п. 2 Инструкции № 162н, п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н).
Иными словами, новый порядок формирования номеров счетов 304 04 «Внутриведомственные расчеты», 401 20 «Расходы текущего финансового года» в соответствии с Порядком № 85н при отражении безвозмездных передач НФА еще не нашел отражения в инструкциях по применению планов счетов № 162н, 174н, 183н. Поэтому для соблюдения норм законодательства порядок формирования номера счета с применением новых КВР 801–809 для счетов 304 04, 401 20 при отражении безвозмездной передачи НФА необходимо закрепить в учетной политике. Это позволит выполнить требования Порядка № 85н и инструкций по применению планов счетов № 162н, 174н, 183н, которыми установлено право учреждений отражать в 1–17 разрядах номера счета, имеющие нулевые значения, соответствующие КБК для получения дополнительной аналитики (п. 2 Инструкции № 162н, п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н).
Если у вас остались вопросы по данной теме, вы можете к нам обратиться по номеру телефона +7 (499) 270-50-49 или написать письмо на адрес электронной почты robzkv1c@4dk.ru.
Использованные источники:
- Информационная система 1С:ИТС
- Система Консультант Плюс: Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения безвозмездное получение основного средства (перфоратора) от органа государственной власти, не являющегося учредителем данного учреждения?.. (Консультация эксперта, 2022)