Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Последствия повышения НДС для бизнеса

19.10.18211

Летом Госдума одобрила законопроект об увеличении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Повышение НДС запланировано на 1 января 2019 года. К каким последствиям приведёт инициатива? Эксперты поделились профессиональным мнением на актуальную тему.

Летом Госдума одобрила законопроект об увеличении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Повышение НДС запланировано на 1 января 2019 года. К каким последствиям приведёт инициатива? Эксперты поделились профессиональным мнением на актуальную тему.

Сергей Лик, руководитель отдела экономического анализа IPT Group

Я не ожидаю роста социальной нестабильности в связи с повышением ставки НДС. Роста цены на 2% на определённые группы товаров потребитель просто не заметит. Основные продукты питания, изделия медицинского назначения и детские товары облагаются сейчас по 10-процентной ставке, и в дальнейшем вряд ли этот уровень налога будет изменяться.

Учитывая предпочтения производителей продуктов питания скорее изменять состав продукта или его вес, оставляя важный для психологии уровень цены, потребитель не сразу разберётся в хитростях. Здесь ещё стоит отметить, что психологически население России всегда видит рост цен даже там, где его нет. Уместно вспомнить заявление председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной в прошлом году о том, что инфляционные ожидания граждан выше реальности. Поэтому разговоры о росте цен будут всегда, но это не приведёт к социальной напряжённости (ситуация с ценами на бензин в 2018 году — яркое тому подтверждение).

Доля расходов граждан на продукты питания в России с 2014 года неуклонно растёт, тогда как доля расходов на непродовольственные товары снижается. А именно они более всего и будут подвержены изменению спроса из-за роста цен.

На самом деле, рост ставки НДС для населения не так интересен, как рост стоимости доллара США по отношению к рублю. Именно валюта ввиду высокой доли импортных товаров в потреблении определяет динамику инфляции в долгосрочном периоде, поэтому население чувствительно относится только к этой теме. Что касается бизнеса, то к снижению спроса могут готовиться продавцы непродовольственной группы товаров, особенно длительного назначения, и производители продуктов питания выше уровня «эконом». Бизнесу же из-за особенностей исчисления и уплаты налога придётся более серьёзно подходить к вопросам финансовой дисциплины, а именно снижать уровень дебиторской задолженности и ограничить рост неплатежей со стороны контрагентов. Уплата налога за счёт уменьшения рабочего капитала в конечном итоге приведёт к росту его стоимости, а значит, и к росту цены на любую производимую бизнесом продукцию.

Роман Шишкин, руководитель Департамента налоговой безопасности и правовой защиты КСК групп

Повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость коснётся почти всех налогоплательщиков, так как объектом налогообложения является большинство осуществляемых операций компании.

Как правило, между производителем и конечным потребителем имеется достаточно длинная цепочка перепродавцов, а с учётом формирования определённой наценки на каждом звене движения товаров, работ и услуг стоимость продукции может значительно вырасти.

Очевидно, что именно для конечных потребителей и наступят неблагоприятные последствия в виде переложения на них конечной суммы налога.

Учитывая, что значительная часть конечных покупателей приходится на физических лиц, это негативно может сказаться на покупательской способности населения и привести к замедлению темпов развития экономики. Сомнительно, что увеличение налога на добавленную стоимость приведёт к уходу экономики в тень. Существующий формат администрирования НДС функционирует весьма эффективно. Все операции отслеживаются в автоматизированном формате, и шансов для недобросовестных налогоплательщиков уйти от налогов становится всё меньше.

Вместе с тем не стоит ожидать одномоментного и резкого повышения цен. Крупные игроки на рынке могут искусственно задержать цены на прежнем уровне, чтобы получить конкурентные преимущества.

Отдельной категорией также являются компании, организующие деятельность в области лома и отходов чёрных и цветных металлов, а также торговцы сырых шкур животных. На данные отрасли распространился пилотный проект ФНС России по уплате так называемого агентского НДС, когда налог платится покупателем в момент совершения хозяйственной операции. Соответственно, налоговая нагрузка на данные компании вырастет в первую очередь.

Несмотря на то что увеличение процентной ставки произошло на два процента, по прогнозам Минфина России, цены в России вырастут на 1-1,5%, при этом поступления в бюджет вырастут на 600 млрд рублей.

При этом социально значимым является решение не повышать льготную ставку НДС в размере 10%, которая распространяется на пищевую отрасль, торговлю детскими товарами, ряд медицинских товаров и т. д.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»

Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности