Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Летом Госдума одобрила законопроект об увеличении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Повышение НДС запланировано на 1 января 2019 года. К каким последствиям приведёт инициатива? Эксперты поделились профессиональным мнением на актуальную тему.
Летом Госдума одобрила законопроект об увеличении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Повышение НДС запланировано на 1 января 2019 года. К каким последствиям приведёт инициатива? Эксперты поделились профессиональным мнением на актуальную тему.
Я не ожидаю роста социальной нестабильности в связи с повышением ставки НДС. Роста цены на 2% на определённые группы товаров потребитель просто не заметит. Основные продукты питания, изделия медицинского назначения и детские товары облагаются сейчас по 10-процентной ставке, и в дальнейшем вряд ли этот уровень налога будет изменяться.
Учитывая предпочтения производителей продуктов питания скорее изменять состав продукта или его вес, оставляя важный для психологии уровень цены, потребитель не сразу разберётся в хитростях. Здесь ещё стоит отметить, что психологически население России всегда видит рост цен даже там, где его нет. Уместно вспомнить заявление председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной в прошлом году о том, что инфляционные ожидания граждан выше реальности. Поэтому разговоры о росте цен будут всегда, но это не приведёт к социальной напряжённости (ситуация с ценами на бензин в 2018 году — яркое тому подтверждение).
Доля расходов граждан на продукты питания в России с 2014 года неуклонно растёт, тогда как доля расходов на непродовольственные товары снижается. А именно они более всего и будут подвержены изменению спроса из-за роста цен.
На самом деле, рост ставки НДС для населения не так интересен, как рост стоимости доллара США по отношению к рублю. Именно валюта ввиду высокой доли импортных товаров в потреблении определяет динамику инфляции в долгосрочном периоде, поэтому население чувствительно относится только к этой теме. Что касается бизнеса, то к снижению спроса могут готовиться продавцы непродовольственной группы товаров, особенно длительного назначения, и производители продуктов питания выше уровня «эконом». Бизнесу же из-за особенностей исчисления и уплаты налога придётся более серьёзно подходить к вопросам финансовой дисциплины, а именно снижать уровень дебиторской задолженности и ограничить рост неплатежей со стороны контрагентов. Уплата налога за счёт уменьшения рабочего капитала в конечном итоге приведёт к росту его стоимости, а значит, и к росту цены на любую производимую бизнесом продукцию.
Повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость коснётся почти всех налогоплательщиков, так как объектом налогообложения является большинство осуществляемых операций компании.
Как правило, между производителем и конечным потребителем имеется достаточно длинная цепочка перепродавцов, а с учётом формирования определённой наценки на каждом звене движения товаров, работ и услуг стоимость продукции может значительно вырасти.
Очевидно, что именно для конечных потребителей и наступят неблагоприятные последствия в виде переложения на них конечной суммы налога.
Учитывая, что значительная часть конечных покупателей приходится на физических лиц, это негативно может сказаться на покупательской способности населения и привести к замедлению темпов развития экономики. Сомнительно, что увеличение налога на добавленную стоимость приведёт к уходу экономики в тень. Существующий формат администрирования НДС функционирует весьма эффективно. Все операции отслеживаются в автоматизированном формате, и шансов для недобросовестных налогоплательщиков уйти от налогов становится всё меньше.
Вместе с тем не стоит ожидать одномоментного и резкого повышения цен. Крупные игроки на рынке могут искусственно задержать цены на прежнем уровне, чтобы получить конкурентные преимущества.
Отдельной категорией также являются компании, организующие деятельность в области лома и отходов чёрных и цветных металлов, а также торговцы сырых шкур животных. На данные отрасли распространился пилотный проект ФНС России по уплате так называемого агентского НДС, когда налог платится покупателем в момент совершения хозяйственной операции. Соответственно, налоговая нагрузка на данные компании вырастет в первую очередь.
Несмотря на то что увеличение процентной ставки произошло на два процента, по прогнозам Минфина России, цены в России вырастут на 1-1,5%, при этом поступления в бюджет вырастут на 600 млрд рублей.
При этом социально значимым является решение не повышать льготную ставку НДС в размере 10%, которая распространяется на пищевую отрасль, торговлю детскими товарами, ряд медицинских товаров и т. д.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности